#1 (280)
30 Января 2023

Смоленские хроники — 2022

Светлана Савенок

Смоленские хроники

Прошедший год разделил нашу жизнь на «до» и «после». С 24 февраля 2022 года начинается масштабная перезагрузка всего: отношений с нашими западными «партнерами», смыслов и оценок, образа жизни. В марте становится очевидно: как прежде уже не будет.

Поначалу казалось, что беспрецедентные санкции Запада — это и есть то самое страшное в новой действительности россиян. Казалось, что на жизни каждой семьи (так или иначе) отразится только экономическое давление на нашу страну. Что военные действия — отдельно (они только для профессиональных военных и тех, кто решил принять участие в СВО добровольно), а жизнь «мирных» граждан — отдельно.

Но в сентябре все уже поняли, что нет. Что «мирная жизнь» — понятие для новой реальности уже устаревшее. Что война вместе с повесткой в военкомат может постучаться в каждую дверь. И вот это для многих (да что уж лукавить — для подавляющего большинства) стало шоком и трагедией. Ну а как иначе? Когда из семьи забирают сыновей и кормильцев, разве по–другому можно на это реагировать?

Первый шок

Стало понятно, что нынешняя СВО — это уже не Сирия. Это серьезное военное противостояние. Не с украинскими ВСУ даже, а с объединенной армией НАТО. Конечно, психологической готовности у людей к этому не было. Поэтому в новую — суровую — реальность мы входили очень непросто.

Не будем подробно описывать, с какими «косяками» и «перегибами» проходила эта первая мобилизация по всей стране, отметим лишь, что Смоленской области (в отличие от многих регионов, кстати) удалось избежать громких «мобилизационных» скандалов. Прежде всего, благодаря тому, что с самого начала администрация региона очень плотно работала с военным комиссариатом.

После того, как на проблему неправомерной мобилизации обратил внимание президент, по всей стране создаются «горячие линии», куда можно обратиться с вопросами и жалобами на действия военкоматов. В Смоленской области в кол–центр работает круглосуточно (сотрудники работают в три смены).

14000 обращений от мобилизованных смолян и членов их семей было принято на горячую линию по итогам прошлого года. За каждым звонком очень сильные эмоции — отчаяние или надежда.

Каждая жалоба тщательно рассматривается на заседаниях областной призывной комиссии по мобилизации, возглавляет которую губернатор Алексей Островский. Именно эта комиссия выносит решения об отмене мобилизации.

«С каждым из таких случаев разбираемся отдельно. Если при проведении частичной мобилизации допущена ошибка, наша задача — ее исправить и вернуть домой всех тех, кто был призван неправомерно», — так изначально определил задачу глава региона.

Итогом работы комиссии в минувшем году стало возвращение в смоленские семьи почти двухсот мобилизованных по ошибке смолян. Всего призывные комиссии рассмотрели 287 заявлений смолян.

«В 194 случаях муниципальные комиссии были не правы, принимая решения о призыве. Это произошло по разным причинам: состояние здоровья, забота о родственниках. Мы отправляли транспорт в зону СВО и возвращали мобилизованных домой», — рассказал позже Алексей Островский.

Мобилизованные и их семьи — в зоне особого внимания

Новая реальность потребовала от власти бОльшей, нежели раньше, оперативности в принятии решений и быстроты реагирования на новые вызовы.

В срочном порядке в регионе изыскиваются средства и принимаются законы о введении новых льгот — для мобилизованных и членов их семей.

Отправляющимся в зону проведения специальной военной операции смолянам выделяется по 100 тысяч рублей.

Кстати, это решение о выплатах по 100 тысяч рублей было очень непростым с точки зрения ограниченных возможностей регионального бюджета. И, наверное, было искушение, глядя на другие регионы…

«Ряд субъектов со сходными с нашими социально–экономическими параметрами, а где–то и с бОльшим потенциалом и финансовыми возможностями, анонсировали единовременную выплату в размере 50 000 рублей. Коллеги из финансового и социального блока предложили мне аналогичный вариант. Не поддержал их позицию, поскольку считаю, что нам нужно достойно выглядеть перед смолянами, изыскать резервы и выплатить не по 50, а по 100 000 рублей. Это тяжело для нас финансово, но ради людей, которые ушли с оружием в руках защищать Донбасс и, в конечном итоге, всю Россию, думаю, такое решение — единственно верное и правильное. Это наша обязанность», — пояснил свою позицию Алексей Островский.

Важно отметить еще один момент: принятие главой региона решения об устранении неравенства между мобилизованными и добровольцами. Те, кто идет в зону СВО добровольно, в Смоленской области теперь также получают по 100 тысяч рублей.

Что касается льгот, то на сегодняшний день в регионе 9 мер социальной поддержки семей мобилизованных:

1) предоставление бесплатных горячих завтраков учащимся 5 — 11–х классов;

2) предоставление единовременной денежной компенсации затрат на догазификацию;

3) освобождение от платы за посещение детьми областных и муниципальных дошкольных образовательных организаций;

4) назначение социальной стипендии студентам очной формы;

5) внеочередное зачисление в дошкольные образовательные организации;

6) социальное обслуживание членов семей пожилого возраста и инвалидов на дому;

7) содействие в поиске работы;

8) организация профобучения и выплата пособий по безработице членам семей мобилизованных;

9) оказание психологической и юридической помощи.

Отметим, что после принятия данных мер соцподдержки Островский направил письма с информацией о льготах каждой семье мобилизованных смолян:

«Посчитал необходимым лично донести до всех семей призванных в рамках мобилизации смолян информацию о государственной поддержке, организованной в нашей области, и заверил, что ни одно поступившее от родственников мобилизованных обращение не останется без внимания. Такую работу мы ведём не только на региональном уровне, но и в каждом муниципальном образовании, и вместе обязательно справимся с трудностями, — подчеркнул губернатор. — Смоляне гордятся мужеством и смелостью каждого защитника Отечества. Дай им Бог стойкости, сил и, с честью выполнив долг, защитив Родину, вернуться домой с Победой».

Тем временем в Смоленской области по распоряжению губернатора создается центр поддержки семей мобилизованных. Только за первую неделю работы центра в него поступило более 140 обращений. По мере поступления каждое обращение идет в работу.

А вскоре приходит понимание о необходимости создания постоянно действующей структуры, которая будет оказывать помощь участникам специальной военной операции и членам их семей.

«По моему поручению уже создан центр поддержки семей мобилизованных. По количеству обращений, которые туда поступают и находятся в работе у специалистов, мы понимаем, что он востребован, смоляне обращаются туда за помощью. Мы её, конечно, оказываем, но, вместе с тем, есть понимание, что данная работа должна строиться не разово, а системно для решения социальных, медицинских и других вопросов», — пояснил Алексей Островский.

Поэтому губернатор принял решение создать подведомственное администрации Смоленской области учреждение, которое на профессиональной основе будет заниматься решением всех обозначенных проблем в течение периода, необходимого для оказания помощи семьям военнослужащих, мобилизованных, и тем, кто будет возвращаться после несения службы в новых регионах и местах военных действий.

Что касается последней из перечисленных категорий, важность оказания помощи этой группе военнослужащих пока общество еще не вполне осознало. Но проблема реабилитации вернувшихся из зоны боевых действий будет стоять действительно очень остро (чтобы было понятно, напомню об «афганском синдроме»). Поэтому создание такого центра, работающего на постоянной основе — решение своевременное и крайне важное.

С учётом значимости задач центра Островский принимает решение лично курировать работу данного учреждения, ставить перед его руководством задачи и спрашивать с него в регулярном режиме за их выполнение.

В центре будут работать с каждым обратившимся смолянином индивидуально, так как ряд вопросов, например, лечения или реабилитации, требует продолжительного времени.

Смоляне своих не бросают

Мобилизация (и всё с нею связанное) кроме всего прочего обострила и проблему, которую мы не замечали в «мирное» время: проблему социального неравенства граждан, проживающих в одной стране. Речь идет об абсолютно разных возможностях регионов обеспечить мобилизованных всем необходимым (эта забота, как ни странно, легла на плечи регионов) и об абсолютно разных бюджетных возможностях субъектов для предоставления льгот и социальных выплат.

«Широкая линейка социальных выплат и льгот для мобилизованных и членов их семей была представлена в Башкортостане, Татарстане и некоторых других субъектах», — сообщали СМИ, а большинству регионов России оставалось в очередной раз «умиляться до слез» щедрости губернаторов этих и «некоторых других субъектов», бюджеты которых лопаются от нефтяных, газовых и прочих ресурсных доходов.

Сказать, что такая ситуация в условиях проведения СВО выглядела просто неприлично, не достаточно. Особенно, когда мобилизованных из разных регионов направили, условно говоря, в один окоп, расслоение стало столь вызывающе заметным, что от комментария не удержался даже лидер партии власти Андрей Турчак:

«Каждый участник СВО должен получать единый набор льгот и мер поддержки, вне зависимости от места жительства. И если в каких–то субъектах на эти цели не хватает собственных средств — значит, эта разница должна быть покрыта за счет федерального бюджета», — заявил Турчак.

Заявление, безусловно, красивое и наверняка — от души, но оно так и осталось заявлением. Собирали на передовую своих призывников смоляне сами — «всем миром». СМИ почти ежедневно публиковали сводки о формировании и отправке грузов, необходимых для смолян, которым предстояло сражаться на передовой:

«Всё для фронта! Продолжается формирование и отправка грузов гуманитарной помощи для военнослужащих, мобилизованных и добровольцев из Смоленской области. Для обустройства мест специальной подготовки и базирования уже были переданы в большом объеме строительные материалы и инструменты…»

«Участникам СВО направлены спальные мешки, утепленные сапоги, туристические коврики, медицинские носилки, средства радиосвязи. Приобретены и подготовлены к отправке тепловизионная оптическая техника и квадрокоптеры, медицинские аптечки, ботинки берцы, подшлемники, походные горелки, бензопилы и прочие инструменты, а также другое оборудование и предметы дополнительной экипировки…»

К концу года Смоленская область передала на фронт почти 37 тонн гуманитарного груза.

«Помощь смолянам, которые принимают участие в спецоперации или готовятся к выполнению боевых задач, сегодня является, по сути, делом общенародным. И я благодарен всем, кто вместе с органами власти на региональном и муниципальном уровне включился в эту работу — жителям области, общественным организациям, представителям деловых кругов. Такая помощь — вклад каждого в общую Победу. Смоляне своих не бросают!» — описал суть событий тех дней Алексей Островский в своих соцсетях.

Кстати, о соцсетях. С началом СВО количество вбросов, слухов о «беспределе» в отношении мобилизованных и иных провокаций в соцсетях достигло поистине космических размеров.

Тем не менее могу со всей ответственностью заявить (как очевидец): каждое сообщение, попадавшее в поле зрения, администрация региона брала в работу и тщательно проверяла достоверность информации, чтобы вмешаться в случае необходимости.

Кроме того, губернатор Алексей Островский лично посетил сборный пункт временного пребывания военнослужащих, призванных по частичной мобилизации в Смоленской области, чтобы оценить условия их размещения, питания и обеспечения.

Во время визита, который состоялся совместно с заместителем главнокомандующего сухопутными войсками Вооруженных Сил РФ, генерал–полковником Александром Ленцовым, глава региона в целом остался удовлетворен уведенным.

«Лично убедился, что помещения оборудованы всем необходимым, в том числе, душевыми кабинами и стиральными машинками. Организовано горячее питание — никаких нареканий на этот счёт у личного состава нет», — отметил Островский, добавив, что есть несколько частных вопросов от мобилизованных, которые региональные власти постараются максимально оперативно отработать с профильными структурами.

Всё для фронта!

Тем временем смоленская экономика по мере имеющихся ресурсов разворачивается и начинает работать на нужды фронта.

Список сводного реестра предприятий оборонно–промышленного комплекса Смоленской области увеличился в шесть раз (с 8 до 47 организаций).

Самым ярким примером влияния СВО на экономику региона стал серьезный контракт, который Смоленский авиационный завод получил от Минобороны. Контракт на выпуск ракет класса «воздух–корабль».

Вяземский кожевенный завод запускает в Смоленской области и в Москве производство военной обуви для нужд специальной военной операции.

Также на Смоленщине организовано производство армейских печей–буржуек. Их отправляют в места проведения СВО, где оборудование согреет российских бойцов в холодное время года. Главный плюс изделий — каждая печь способна отапливать до 200 квадратных метров. Топить смоленские буржуйки можно как углём, так и дровами.

Первые печи были переданы добровольческому военному подразделению «Феникс», сформированному в Смоленской области для участия в специальной военной операции.

Сафоновский «Гидрометприбор» наладил для нужд спецоперации производство современных полевых кухонь. Каждая из них рассчитана на обеспечение питанием 150 человек. Отметим, что завод специализируется на выпуске гидрометеорологического оборудования и приборов контроля для мониторинга окружающей среды. Ещё одно направление его деятельности — профильная спецпродукция военного назначения, которая поставляется для нужд министерства обороны, МВД и МЧС. Теперь вот еще и современные полевые кухни.

К работе на нужды фронта активно подключаются и волонтеры. Для одной из таких волонтерских организаций депутат Госдумы Сергей Неверов приобрёл необходимое оборудование для пошива носилок и экипировки для участников спецоперации.

«Девочки у нас собираются из разных районов города, приходят после работы или в выходные, некоторые даже берут отпуск. Мы понимаем, что от этого дела зависит очень многое. Если сшитые нами носилки спасли жизнь одного защитника — значит мы пришли на работу не зря», — рассказала координатор движения «Zа наших67» Елена Потапенкова.

Сейчас волонтеры производят носилки, эвакуационные стропы и подсумки. Помимо этого, влагонепроницаемые плащи–накидки, маскировочные куртки и штаны, а также пятиточечники.

«Нам удалось нарастить темп производства. В среднем в неделю у нас получается около ста пятиточечников, сотни подсумок и порядка пятидесяти носилок», — отметила технолог Юлия Симонова.

И таких примеров на Смоленщине немало. Потому что, если не мы, то кто?

© Группа ГС, Ltd. All rights reserved.

При перепечатке материалов обязательна активная ссылка http://smolensk-i.ru/280/00