#20 (244)
30 Ноября 2020

Елена Талкина: «Вероятно, современные дети будут осваивать профессии, которых пока даже не существует»

Светлана Савенок

Образование

«Образовательный прорыв». Начальник департамента Смоленской области по образованию и науке — о новом подходе к получению знаний и решению «застарелых» проблем.

Вот уже два года на территории Смоленской области реализуется национальный проект «Образование». «Экватор пятилетки» еще не преодолен, но уже «не за горами». Самое время подвести предварительные итоги и разобраться, зачем это все затеяли, и оценить первые результаты. Именно эти вопросы легли в основу нашей беседы с начальником департамента Смоленской области по образованию и науке Еленой Талкиной.

— Елена Петровна, в Смоленской области реализуются пять региональных проектов в составе национального проекта «Образование». Давайте кратко пройдемся по каждому из них.

— Думаю, начать нужно с одного из самых масштабных проектов, результаты которого видны многим из нас, — «Современная школа». Главная цель — создание новых мест в образовательных учреждениях. Эта задача решается через строительство новых школ в быстро растущих микрорайонах, если мы говорим о городе Смоленске. Если же говорить о небольших городах, сельских населённых пунктах, здесь на площадках уже существующих школ были созданы центры «Точка роста». В них реализуются основные и дополнительные общеобразовательные программы, причём, как цифрового, так и гуманитарного профилей. Этот региональный проект реализуется и в школах–интернатах для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, воспитанники которых получают возможность приобретать профессиональные навыки по самым разным направлениям в современных учебных лабораториях.

«Успех каждого ребёнка» — проект, формирующий эффективную систему выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи. Этот проект разноплановый: в него входят создание условий для занятий спортом и физической культурой на селе, запуск мобильного детского технопарка «Кванториум», формирование единой модели развития системы дополнительного образования и внедрение информационной системы «Региональный Навигатор дополнительного образования детей».

Что касается проекта «Поддержка семей, имеющих детей», то его основная цель — оказание услуг психолого–педагогической, методической и консультативной помощи родителям или законным представителям детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей. В его реализации, кстати, участвуют и некоммерческие организации.

«Цифровая образовательная среда» — ещё один региональный проект, ставящий своей целью модернизацию учреждений образования. Эти организации получают скоростное подключение к сети Интернет, что и позволяет развивать в них цифровую образовательную среду. Одновременно с этим они оснащаются высокотехнологичным оборудованием, а на региональном уровне создаётся Центр цифрового образования детей «IT–куб».

«Молодые профессионалы», наверняка, хорошо знакомый большинству смолян проект, который в течение уже нескольких лет развивается в отрасли профессионального образования. Эта сфера модернизируется, в том числе, и через внедрение адаптивных, гибких и, что очень важно, ориентированных на практическое применение образовательных программ.

— Какой из перечисленных проектов представляет собой особую гордость?

— Реализация всех пяти региональных проектов является очень важным шагом для нашего региона. Какой проект представляет собой гордость, однозначно сказать сложно. Каждый из них решает задачи по своему направлению, важность которых переоценить невозможно.

Появляются новые места в общеобразовательных организациях, строятся школы, создаются качественно новые условия для занятий физической культурой и спортом, появляются оснащенные современным оборудованием мастерские, обновляется материально–техническая база в школах–интернатах для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Открываются совершенно новые для нашего региона образовательные центры: «Точки роста», IT–куб, региональный модельный центр дополнительного образования детей, включающий сеть, состоящую из 27 муниципальных опорных центров. Появился передвижной комплекс: мобильный технопарк «Кванториум».

Мир меняется слишком быстро. Вероятнее всего, современные дети будут осваивать профессии, которых пока даже не существует. Чтобы эффективно подготовить их ко взрослой жизни, необходимо пересмотреть сам подход к получению знаний: максимально задействовать современные технологии, а для этого необходимо оснастить каждую образовательную организацию высокотехнологичным оборудованием.

Отсюда каждый достигнутый результат в рамках реализации проектов — это и есть гордость для нашего региона.

Кстати, в октябре Смоленская область заявилась на проводимые Министерством просвещения Российской Федерации отборы по всем направлениям в рамках, запланированных средств на реализацию нацпроекта «Образование», и признана победителем по всем заявленным позициям. В связи с этим отмечу, что в 2021 году во многих региональных проектах изменится содержательная часть и национальный проект «Образование» будет существенно обновлен.

— Планируется ли взаимодействие с бизнесом в каких–то проектах? Имеется в виду создание ГЧП. Или уже такие примеры есть?

— Немаловажную роль играет бизнес–партнерство в региональном проекте «Молодые профессионалы». По инициативе губернатора Алексея Островского Смоленская область в 2015 году присоединилась к движению WorldSkills Russia. В регионе ежегодно проходят Открытые региональные чемпионаты «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia), и в качестве партнеров и спонсоров региональных чемпионатов выступают крупнейшие компании различных отраслей промышленности.

Для успешного участия смолян в линейке этих чемпионатов проводится серьёзная работа как на уровне постоянно действующего оргкомитета при администрации Смоленской области, так и на уровне профессиональных образовательных организации, действующих в тесной «связке» с работодателями. Кроме этого, проводится модернизация материально–технической базы данных организаций в соответствии с производственными технологиями и требованиями к оборудованию, применяемому во время проведения чемпионатов WorldSkills Russia.

Могу совершенно определенно сказать, что в результате развития в регионе движения WorldSkills Russia уже сейчас изменилось содержание профессионального образования, направленного на формирование новых компетенций, соответствующих международным стандартам. А это позволяет готовить на Смоленщине новые кадры, востребованные нашими предприятиями и организациями.

Еще один пример активного включения бизнес–структур можно отметить при создании Центра цифрового образования детей «IT–куб» (он представляет собой площадку дополнительного образования и интеллектуального развития детей в возрасте от 7 до 17 лет, проявляющих интерес к изучению современных информационных и телекоммуникационных технологий).

Но если говорить о практике широкого внедрения государственно–частного партнерства, обширная практика использования этих механизмов для модернизации образовательных учреждений в России еще не сложилась. Но сегодня все больше регионов проявляют интерес к заключению ГЧП–соглашений в данной сфере.

— В Смоленской области заработали 42 Центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста». Что это за центры и зачем они открываются?

— В связи с тем, что более 60% школ области расположены в сельской местности и малых городах, создание «Точек роста» позволит сделать доступными для сельских детей современные цифровые, образовательные технологии. «Точки роста» — новые центры притяжения детей в образовательную организацию.

Главная цель создания этих центров — сократить разрыв между городскими и сельскими школами с точки зрения формирования у учеников современных технологических и гуманитарных навыков. Оборудование, которое приобретается для «Точек роста», разное: его можно разделить на четыре направления. Например, часть его предназначена для применения на уроках технологии, информатики и ОБЖ, то есть, на общих для всех школ предметах.

Ещё одна часть — для дополнительных общеобразовательных программ, причём, разного уровня. Отдельные блоки оборудования будут использоваться для развития у школьников 5–9 классов научно–технического творчества и проектной деятельности, для обучения игре в шахматы, изучения IT–технологий и занятий медиатворчеством.

Например, учащиеся смогут разрабатывать трёхмерные модели — прототипы каких–то вещей — и печатать их на 3D–принтере. Уверена, что всем будет интересно работать с приложениями виртуальной и дополненной реальности, учиться монтировать панорамные видеоролики, программировать полёт нескольких квадрокоптеров и управлять ими со смартфона. Дроны, кстати, могут использоваться и для аэрофотосъёмки местности, а полученные снимки затем можно обрабатывать, создавая трёхмерные изображения.

Уроки технологии также станут ближе к повседневной жизни — они помогут школьникам освоиться с современным электро– и ручным инструментом. Очень важным, на мой взгляд, будет использование современных тренажёров на уроках ОБЖ. Это оборудование позволит выработать навыки, позволяющие быстро и правильно оказывать первую медицинскую помощь.

Кроме того, не менее 70% учеников школы смогут заниматься по дополнительным общеобразовательным программам цифрового, естественнонаучного, технического и гуманитарного профилей во внеурочное время, в том числе с использованием дистанционных форм обучения и сетевого партнерства. Данная модель позволит центру выполнять функцию общественного пространства для развития общекультурных компетенций, цифровой грамотности, шахматного образования, проектной деятельности, творческой, социальной самореализации детей, педагогов, родительской общественности и обеспечить формирование современных компетенций и навыков у школьников.

На эти цели из консолидированного бюджета выделено более 110 миллионов рублей.

— Еще один прорыв — IT–куб в Смоленске. Расскажите подробнее, как работает этот во многом уникальный проект?

— Центр цифрового образования детей «IT–куб» действительно является одним из ярких новшеств в нашем регионе. Располагается он на базе Смоленской областной технологической академии. Это инновационная площадка дополнительного образования и интеллектуального развития детей и подростков в сфере современных информационных и телекоммуникационных технологий. Ее создание связано с повышением уровня информатизации и компьютеризации современного мира, с возрастающим спросом со стороны IT–компаний на подготовленных специалистов для дальнейшего развития сферы.

Уже 4 сентября 2020 года центр открыл двери обновленных учебных аудиторий, оснащенных самым современным оборудованием и программным обеспечением. Под руководством высококвалифицированных педагогов, прошедших специальный отбор и подготовку на федеральном уровне, школьники начали изучать основы программирования на языках Python, Java, создавать мобильные приложения и приложения виртуальной и дополненной реальности, осуществлять ремонт компьютерной техники, осваивать настройку операционных систем и сетевого оборудования, делать первые шаги в программировании. Для самых младших предусмотрен курс «Основы алгоритмики и логики», где в процессе обучения программированию ребята пройдут путь от создания простой анимации до разработки собственной многоуровневой игры.

Образовательные курсы ведут педагоги–наставники, прошедшие обучение и допущенные к преподаванию в «IT–Куб».

Базовым форматом образовательного процесса является проектная деятельность. Проекты будут носить формат законченных научных исследований или инженерно–технической разработки в виде выполненного продукта или решения. Идеи и заказы проектов предлагаются интеллектуальными партнерами.

Вы совершенно правильно отметили, этот проект действительно уникален. И не случайно губернатор Алексей Владимирович Островский уделяет ему самое пристальное внимание. В преддверии открытия Центра он лично побывал и оценил его материально–техническую базу, ознакомился с условиями, созданными для образовательного процесса. И вот буквально на днях Алексей Владимирович провел совещание с участием руководителей ведущих IT–компаний для решения вопроса, касающегося вовлечения региональных партнеров в работу Центра.

Отмечу, что ежегодно в Центре «IT–Куб. Смоленск» будут бесплатно обучаться более 400 детей и подростков в возрасте от 7 до 17 лет. А в мероприятиях центра будут принимать участие более 1500 школьников.

— В рамках регионального проекта «Успех каждого ребенка» вы упомянули мобильный технопарк «Кванториум». Тоже совершенное новое и непонятное пока понятие. Что это за проект?

— Пользуясь случаем, хочу порадовать юных смолян тем, что в Смоленскую область прибыл мобильный комплекс «Кванториум», оснащенный современным программным обеспечением и новейшим оборудованием. Местом дислокации передвижного комплекса с технологической лабораторией выбрана Вязьма — районный центр с удобной транспортной доступностью. Разместился комплекс на базе Вяземского железнодорожного техникума, в котором есть все необходимые ресурсы — как кадровые, так и материально–технические, позволяющие обеспечить максимальную эффективность его работы.

Работа «Кванториума» ставит своей целью дать именно сельским школьникам возможность осваивать дополнительные образовательные программы технической и естественнонаучной направленностей, сделать более современными уроки «технологии», изменив их содержание. Отмечу, что в технопарке будут использоваться инновационные технологии и ультрасовременное оборудование. Это, кстати, и делает проект крайне актуальным для Смоленской области, поскольку большое количество наших школьников живут именно в сельской местности.

Наряду со школьниками удалённых от областного центра районах: Гагаринском, Угранском, Тёмкинском, Сычёвском, Новодугинском и Холм–Жирковском районов возможность получить дополнительное образование на базе «Кванториума» также получат ребята из Сафоновского и Духовщинского районов. Таким образом, более тысячи школьников пройдут обучение по программам инженерной направленности в таких направлениях, как «Виртуальная и дополненная реальность», «Информационные технологии», «Аэротехнологии», «Промышленный дизайн», «Геоинформационные технологии», «Промышленная робототехника».

— Мы не можем обмануть ожидания наших читателей, поэтому задаю, к сожалению, до сих пор актуальный для многих вопрос: о борьбе с дефицитом мест в школах и детских садах. Как решается эта проблема?

— Первое и, пожалуй, самое важное из того, что запланировано в регионе, — это открытие двух детских садов на 150 мест каждый в Смоленске (в микрорайонах Королёвка и Парковый), а также строительство школы на 1100 мест в микрорайоне Соловьиная роща.

Есть абсолютное понимание, что это направление важно не только с точки зрения исполнения нацио­нальных проектов, но и повышения общего уровня и комфортности жизни смолян. Именно поэтому абсолютно все вопросы, касающиеся строительства этих детских садов и школы, находятся на личном контроле Алексея Владимировича Островского. Причем, личный контроль осуществляется постоянно — не только в ходе рабочих совещаний. Губернатор лично посещает строительные площадки, общается с руководителями подрядных организаций. Будем надеяться, что подрядные организации не подведут и строительные работы будут закончены в установленные сроки.

Что касается очередей в детские сады, могу сказать, что на сегодняшний день очередь на устройство в дошкольные учреждения среди детей в возрасте от 3 до 7 лет отсутствует. Что касается детей от 1,5 до 3 лет, проблема остается, доступность дошкольного образования среди детей этой группы составляет 84,36%.

Проблема связана со стабильным ростом детского населения, в том числе за счет внутрирегиональной миграции семей с детьми дошкольного возраста из районов Смоленской области в областной центр. Количество детей, поставленных на учет для зачисления в дошкольные образовательные организации города Смоленска, ежемесячно увеличивается.

Для решения этой проблемы, как я уже сказала, в Смоленске (единственном муниципальном образовании Смоленской области, имеющем очередность в дошкольные организации) планируется выкупить здание детского сада на 150 мест в микрорайоне Парковый и строительство детского сада на 150 мест в микрорайоне Королевка.

—  Актуален ли для нашей региональной системы образования острейший вопрос, который является бичом для системы здравоохранения — вопрос кадрового голода? Есть ли в нашем регионе дефицит преподавателей и воспитателей? Насколько остра проблема, и можно ли ее решить на региональном уровне?

— Да, вопрос актуален. К примеру, сейчас в нашем регионе остро ощущается нехватка учителей математики и иностранных языков. Конечно, администрация области проводит определенную работу, направленную на привлечение молодых специалистов. К примеру, ежегодно более 20 выпускников школ направляются на целевое обучение, и по окончании вуза они распределяются в школы, в которых должны отработать не менее 5 лет.

Кроме того, в 2020 году привлечению специалистов в школу также способствовала федеральная программа «Земский учитель». На территории Смоленской области в 2020 году проводился конкурс на 5 вакантных мест, наиболее востребованных и имеющихся в общеобразовательных организациях региона (2 учителя математики, учитель английского языка, учитель начальных классов и учитель химии и биологии).

В качестве меры поддержки также установлена ежемесячная доплата к заработной плате в размере 3000 рублей в течение первых пяти лет после окончания организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций. При наличии диплома с отличием данная доплата устанавливается в размере 4000 рублей.

Для молодых учителей в рамках реализации областной государственной программы «Развитие образования в Смоленской области» установлена возможность получения государственной поддержки в форме социальной выплаты на оплату первоначального взноса по ипотечному кредиту и компенсации части расходов по уплате процентов за пользование ипотечным кредитом (займом) (далее также — компенсация).

Но в целом, как и в здравоохранении, без возврата к системе обязательного послевузовского распределения проблему кадрового дефицита в образовании не решить, я считаю.

— Еще вопрос, который волнует многих наших читателей. Как в этом году будет проходить запись в первые классы? Известный факт, что в самые престижные школы города ежегодно выстраиваются огромные очереди из родителей, стоящих часами, а иногда и сутками. Насколько безопасна такая форма приема заявлений с учетом эпидемиологической обстановки?

— В сентябре 2020 года Министерством просвещения Российской Федерации утвержден новый порядок приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования.

В соответствии с этим документом, приём заявлений на обучение в первый класс для детей, проживающих на закреплённой территории, начинается 1 апреля и завершается 30 июня текущего года. Для детей, которые не проживают на закреплённой территории, приём заявлений на обучение в первый класс начинается 6 июля и действует до момента заполнения свободных мест.

После завершения приема заявлений о приеме на обучение в 1 класс образовательная организация в течение 3 рабочих дней размещает приказ о зачислении.

Хочется отметить, что новшеством стало право преимущественного приёма на обучение для детей, проживающих в одной семье и имеющих общее место жительства, в те образовательные организации, в которых обучаются их братья и (или) сёстры.

Напомню, что документы о приёме в школу родители будущих первоклассников могут подать лично или по почте заказным письмом с уведомлением о вручении, или по электронной почте сервисов государственных или муниципальных услуг. Именно поэтому родителям не стоит стоять ночью в очереди, а нужно использовать альтернативные способы подачи документов.

© Группа ГС, Ltd. All rights reserved.

При перепечатке материалов обязательна активная ссылка http://smolensk-i.ru/244/03