Тамара Максимчук: «Задержали зарплату — сразу начинайте «бить в колокола»
Евгений Ванифатов
Трибуна депутата
Тамара Максимчук, зампред комитета Смоленской областной Думы по бюджету, налогам и финансам (фракция «Единой России») признается, что черпает силу и энергию для работы из общения с людьми.
«Бывает, после какой–то трудной встречи с избирателями очень тяжело придти в себя. Расстраиваешься, прокручиваешь в голове, пытаешься понять, где был неправ... А потом тебе позвонят, поблагодарят за отремонтированный колодец, и сразу станет легче. Когда работа дает результат, хочется еще больше сделать», — объясняет она.
Второй год депутат Максимчук курирует в Смоленской области федеральный проект по благоустройству дворов и скверов «Городская среда». Можно сказать, что именно под ее присмотром преображаются парки и дворовые территории в райцентрах и небольших городках региона.
В интервью журналу «О чем говорит Смоленск» Тамара Максимчук подводит итоги реализации проекта «Городская среда» за 2017 год, рассказывает, кто, когда и за чей счет будет заниматься устранением недочетов благоустройства, связанных, по ее убеждению, с отвратительным качеством работы подрядчиков, а также объясняет, почему смолянам нужно «бить в колокола» буквально сразу же после недельной задержки зарплаты.
Подрядчики «тяп–ляп»
— Тамара Яковлевна, какие итоги первого года работы проекта «Городская среда» вы бы отметили?
— Эти итоги очень разные. В 2017 году в проекте «Городская среда» участвовали семь муниципалитетов. Где–то, к примеру, в Сафоновском районе или Вязьме, было минимальное количество жалоб. А, допустим, в Смоленске мы до сих пор получаем жалобы на качество проведенных работ по благоустройству.
Пока много «незакрытых» вопросов на эту тему. Я очень надеюсь, что до конца мая мы окончательно с ними разберемся. Еще в середине апреля наши активисты и депутаты «Единой России» из Смоленского городского Совета и областной Думы объехали все благоустроенные территории, встретились с жителями, получили от них массу замечаний и наказов, которые мы передали в мэрию. Надеюсь, после того, как городская администрация эти замечания и наказы изучит, все–таки мы приведем в порядок то, что должно быть благоустроено.
— Какие главные проблемы выявлены?
— Самые основные вопросы, которые встречались практически в каждом дворе — это качество асфальтового покрытия. Зиму асфальт пережил плохо: очень много трещин. Думаю, во многих случаях он был уложен с нарушением фракционности. Кроме этого, есть очень большие проблемы, связанные с укладкой бордюров. Их устанавливали без укрепления, а это чревато негативными последствиями. В некоторых местах такие бордюры уже сдвинуты машинами.
К сожалению, не везде мы увидели рекультивацию земельных участков после благоустройства дворовых территорий. Большую печаль вызвало также качество установки малых архитектурных форм: лавочек, детских и спортивных площадок. В нескольких случаях мы зафиксировали нарушения правила безопасности: лавочки и качели должным образом не закреплены, раскачиваются, и я опасаюсь, что дети, которые пользуются такими качелями, запросто могут получить травму.
Вот на какие аспекты необходимо обращать внимание, говоря об устранении недостатков при выполнении проекта «Городская среда» в 2017 году.
— После проведенных инспекций кто, когда и за чей счет будет заниматься их устранением?
— Суть всех этих недочетов — отвратительное качество работы подрядчиков. При этом, насколько мне известно, договоры на благоустройство были заключены с ними с гарантийным сроком на пять лет. Поэтому, считаю, что городская власть обязана понудить подрядчиков к тому, чтобы они устранили все недостатки в ближайшее время.
— Хотелось бы узнать лично ваше отношение к дизайнерским решениям по благоустройству скверов Смоленска. Некоторые из них, в частности, на улице Коммунистической, вызвали неоднозначную реакцию среди горожан.
— Действительно, было много вопросов и в период обсуждения, и после выполнения монтажных работ, когда мы увидели реализованные дизайн–решения воочию. Замечу, до того, как мы взялись за проект «Городская среда», благоустройство мест массового пребывания горожан у нас выполнялось, так сказать, в классическом или традиционном стиле. То, что делают наши дизайнеры сейчас, в частности, так называемые «ржавые конструкции» — это что–то новое для Смоленска, хотя в других городах или за рубежом часто приходится видеть нечто подобное. Если мы пошли таким путем, это должно как–то перекликаться с тем, что в Смоленске уже есть и с тем, что еще появится.
Что касается лично моего мнения, что–то мне подсказывает, что, поскольку Смоленск выстроен в неких классических традициях, видимо, нужно было больше придерживаться этой — классической — линии. Но молодые дизайнеры экспериментируют.
— С учетом вышесказанного, сформировались ли сегодня какие–то требования к дизайн–проектам и решениям?
— Требования формируются исходя из цели благоустройства, а также конкретики территории. Парк 1100–летия Смоленска или сквер «Крылатые земляки», например, это места для отдыха смолян. А если речь идет о памятном месте, как, допустим, мемориал на улице Ногина, то здесь нужен другой подход к дизайн–проекту.
Там, где гуляют горожане и играют дети, там главный критерий, думаю, это простота и безопасность. Ну и, конечно, каждый благоустраиваемый объект должен вписываться в имеющуюся городскую среду и не диссонировать в ее контексте.
Вообще, это глобальная проблема для Смоленска, такие вещи ведь должны учитываться в стратегии развития города, в градостроительном плане. В рамках проекта «Городская среда» можно попробовать увязать все составляющие, но стратегические вещи должны быть обговорены и решены «на берегу». Чтобы сами дизайнеры понимали коридор возможных решений.
— Как реализуется «Городская среда» в 2018 году? Сколько объектов будет благоустроено и как они были отобраны?
— В этом году Минстрой немного поменял правила игры («Городская среда», в основном, реализуется за федеральные средства, и все правила игры устанавливает это министерство). В частности, в прошлом году в ряде дворов получилось так, что объемы и стоимость дополнительного перечня работ в разы превышала стоимость обязательного. В этом году установлена следующая норма: объем дополнительных работ может составлять не более двадцати процентов от стоимости обязательных. Потому что главная задача проекта — максимально благоустроить дворы по минимальному перечню работ (без затрат самих жильцов): чтобы заасфальтировать территорию, наладить освещение, поставить лавочки для отдыха и урны.
Что касается мест массового пребывания, в этом году мы пошли по аналогичному пути, что и в прошлом. Организовали широкое обсуждение на этапе представления дизайн–проектов. Голосование велось и в интернете, и на площадках в районах Смоленска, и в горадминистрации. В этом году у нас участвуют в проекте шестнадцать муниципалитетов. То есть мы пошли уже и в небольшие населенные пункты. И поскольку нынче мы значительно раньше вышли на торги, думаю, будет больше времени для того, чтобы сделать все работы более качественно.
Мы проехали по всей области в рамках дискуссионных площадок «Единой России» по обновлению партии, собрали массу предложений от жителей Сафонова, Вязьмы, Рославля, Гагарина. Эти предложения мы донесли до обладминистрации, а также передали их в Госдуму. Отмечу, два наших предложения в настоящее время рассматриваются Госдумой и, возможно, они будут внедрены повсеместно в России в качестве поправки к требованиям проекта «Городская среда». Одно из них касается больного вопроса нерадивых подрядчиков — мы предложили формировать Реестр добросовестных подрядчиков, подобно тому, как это осуществляется при проведении капитального ремонта. Второе касалось продолжения проекта «Городская среда» в сельской местности — «Сельская среда». Также мне пришлось по душе предложение из Сафонова о создании при благоустройстве мест массового пребывания Аллей Героев Социалистического труда.
Москва нам поможет
— Какие значимые законопроекты обсуждал комитет по бюджету, налогам и финансам за последнее время?
— Главная задача нашего комитета — это бюджет. Постоянное внесение в него коррективов, федеральных поправок, перераспределение средств, реагирование на изменения в федеральном законодательстве. С этим связана главная нагрузка нашего комитета. Часто бывает так, что на каждом заседании мы рассматриваем по три–четыре проекта федеральных законов, связанных с изменениями в Бюджетный и Налоговый кодексы или в федеральное бюджетное законодательство.
— Как идет работа по погашению госдолга Смоленской области и изменению его структуры в части увеличения в нем доли бюджетных кредитов?
— Такая работа ведется систематически. Практически на каждом заседании комитета мы рассматриваем вопросы по повышению доходной части бюджета, которая складывается как раз из того, что нам надо платить меньше процентов по обслуживанию коммерческой части госдолга. Она замещается на бюджетные кредиты с гораздо меньшей процентной ставкой (около 1 процента против 12 процентов при коммерческих кредитах). Высвобождаемые при этом дополнительные средства бюджета идут, как правило, на социальные цели.
Бюджет — это очень непростая вещь по содержанию, по связям между различными своими показателями. В бюджетном процессе много тонкостей, и иногда отдельные популисты, желая, видимо, популярности, начинают критиковать наш бюджет. В ответ им хочется сказать: вы бы, критикуя, хоть раз внесли бы какое–то свое конструктивное предложение. Я уже не говорю о том, чтобы представить полностью альтернативный бюджет... Хотя бы в части какой–то целевой программы (а наш бюджет, напомню, формируется по программному принципу). Но этого нет. Зато критика — есть. Вот он, чистый популизм.
— Может ли Смоленская область в текущем году рассчитывать на существенные дополнительные федеральные средства в сферу, допустим, дорожного строительства? Москва нам чем–то поможет?
— Мы очень на это надеемся. Сейчас как раз происходит важный процесс формирования нового правительства, и я считаю, что если обладминистрация и облдума выйдут с конструктивными предложениями, новый министр финансов поддержит наш регион. Тем более, что в этом плане очень активно работают и наши депутаты в Госдуме.
В этом году мы, в частности, получили 210 миллионов рублей на проект «Городская среда» из федерального бюджета, еще более 200 миллионов — дополнительно на дороги. Также регион участвует в ряде партийных проектов «Единой России», к примеру, «Культура малой родины» и «Детский спорт», на выполнение которых тоже выделяются дополнительные финансы.
Когда «бить в колокола»?
— В прошлом году вам удалось окончательно решить серьезную проблему сотрудников автоагрегатного завода, добившись возвращения всех их долгов по зарплате и закрепления в собственности квартир в общежитии. Какие проблемы аналогичного масштаба стоят сегодня перед вами в избирательном округе?
— Эту проблему мы решили общими усилиями, с участием самих сотрудников завода, профкома, зампреда Госдумы Сергея Ивановича Неверова, председателя Смоленской областной Думы Игоря Васильевича Ляхова. Хотя сегодня, хочу подчеркнуть, имущество завода–банкрота еще так и не реализовано с аукциона. Если бы мы строго по закону ждали, пока это имущество будет продано, пока кредиторы получат свое, вопрос не был бы решен и сегодня. В нашем случае именно Сергей Иванович Неверов применил нестандартный подход, и были выделены деньги из бюджета Москвы.
Сейчас в своем избирательном округе я тоже сталкиваюсь с проблемой невыплаты зарплаты. Жители приходят ко мне на прием, рассказывают о задержках в три–пять месяцев. Масштаб проблемы, конечно, не такой, что был в случае с автоагрегатным заводом — речь идет о небольших предприятиях, ИП, ООО. Но я еще раз обращаюсь к смолянам: если вам задерживают зарплату — не спите, не ждите, что все образуется само собой. Задержали на неделю, на две — сразу начинайте «бить в колокола». В данной связи в Смоленске активно работает и прокуратура: если где–то фиксируется невыплата зарплаты, прокуроры готовы придти на помощь. Надо только им об этом сообщить.
— Вы являетесь депутатом не первый год и не первый срок. Как меняются наказы избирателей год за годом?
— Мы ведем для себя некую статистику по тематике обращений жителей. Какие-то темы сходят «на нет», другие (то же ЖКХ) — будут актуальными, наверное, всегда.
А некоторые вопросы «уходят». К примеру, в первые годы депутатства было очень много вопросов по детским садам. Просто море обращений. Сейчас же никто не обращается с просьбой помочь устроить ребенка в детский сад. Сегодня на территории моего округа построены за счет федеральных средств и работают два новых детских сада. Эта проблема решена, что радует.
— Насколько и чем ваш округ (Заднепровье) отличается от других в Смоленске?
— По территории Заднепровский район гораздо больше, чем другие. Жители в нем сильнее рассредоточены. В Киселевке, например, смоляне живут компактно, с ними проще работать, их проще собрать. В частном же секторе с этим труднее.
Также в Заднепровье обособлены друг от друга и микрорайоны: Сортировка, Колодня — там в основном живут железнодорожники, на Автозаводской — в основном работники автоагрегатного завода. Покровка, Королевка — здесь много работников авиационного завода. Впрочем, с какой–то стороны это даже неплохо — у людей часто общие проблемы и требования.
— Вы руководите таким интересным инструментом обратной связи со смолянами, как общественная приемная «Единой России». Как устроена система реагирования на обращения жителей, кого вы привлекаете к решению их проблем?
— Уже год как я возглавляю эту приемную. Пытаюсь, насколько возможно, внести в ее работу что–то новое. Тем более, что и федеральный тренд такой — приемная должна не просто вести прием граждан, но и идти к ним навстречу со своей повесткой. Мы хоть и не обязаны отвечать на обращения граждан в рамках законодательства, как чиновники, но стараемся всегда выдерживать разумные сроки ответа.
В приемную может обратиться любой смолянин. Можно не только придти, но и позвонить по телефону. Кроме этого, на сайте «Единой России» есть еще телефон «горячей линии». Конечно, помочь абсолютно всем и во всем нереально. К нам часто приходят люди с огромными пакетами документов, с которыми они уже обращались во всевозможные инстанции.
Но мы в любом случае пытаемся помочь. С этой целью в каждом районе Смоленской области также работают местные общественные приемные «Единой России», всего их двадцать семь. В этих приемных по заранее известному графику проводят приемы граждан депутаты всех уровней.
Кроме того, мы взаимодействуем с различными общественными организациями, в том числе, Общественной палатой Смоленской области и Ассоциацией активных собственников и председателей домовых Советов, которая ведет активную работу по оказанию помощи смолянам в вопросах ЖКХ. Мы договорились с ними, что каждую среду на базе региональной общественной приемной «Единой России» ее представители принимают людей. Так что по всем вопросам ЖКХ смоляне могут приходить к нам по средам, чтобы получить грамотную консультацию специалистов.