В кампании с Жуковой
Евгений Ванифатов
Выборы 2018
Председатель облизбиркома — о поквартирных обходах избирателей, нарушениях кандидатов, ярмарках в день выборов и «селфи» в кабине для голосования.
Перешедшая свой экватор президентская кампания — первое испытание такого масштаба для председателя избирательной комиссии Смоленской области Олеси Жуковой. «Волнуетесь?» — спросили мы ее. «Волнуюсь, наверное, не то слово, — ответила Жукова. — Стараюсь максимально ответственно подходить к организации процесса: по закону, четко и вовремя. Вот за это переживаю серьезно».
По ее словам, мартовские выборы сильно отличаются от предыдущих федеральных кампаний. Отменены открепительные удостоверения, сотрудники избирательных комиссий намерены лично ходить по квартирам, чтобы «достучаться» до каждого избирателя, институт наблюдателей усилен общественниками, а большинство избирательных участков будет оборудовано камерами видеонаблюдения.
Зачем все это нужно, и что может повлиять на увеличение явки избирателей? Об этом Олеся Жукова рассказала в интервью журналу «О чем говорит Смоленск».
— Олеся Ивановна, отмена открепительных удостоверений, наверное, одно из главных отличий этой избирательной кампании?
— Пожалуй, так. Раньше избиратель понимал, что если в день голосования он будет находиться вне места своей регистрации (прописки), то ему необходимо прийти только в свою участковую комиссию (где он включен в списки избирателей), взять там открепительное удостоверение и после этого ехать с ним по своим делам.
Сегодня этого делать в таком виде не нужно — избиратель может прийти в любую участковую комиссию, без привязки к месту жительства, в них с 25 февраля принимаются заявления о включении граждан в избирательный список по месту их нахождения. Он также может прийти и написать такое заявление в любую территориальную комиссию (там они уже принимаются с 31 января). Кроме этого, по вопросу включения в списки избирателей по месту нахождения можно обратиться в многофункциональный центр (МФЦ), и, насколько мне известно, смоляне активно пользуются такой возможностью. Существует и четвертый вариант, как это можно сделать: самостоятельно зайдя на сайт госуслуг (если у человека есть учетная запись).
Конечно, при подаче такого заявления нужно указывать, где будет находиться избиратель 18 марта, в день голосования. Это необходимо, чтобы избирком включил его в списки соответствующей избирательной комиссии.
Такие заявления принимаются до 12 марта включительно. А с 13 марта по 14.00 17 марта можно будет подать специальное заявление. В таком случае избиратель, понимая, что 18 марта ему нужно будет уехать, должен прийти уже в свою участковую комиссию и подать там специальное заявление.
— Похоже, такая схема — без открепительных — удобнее для смолян. Она отныне касается выборов всех уровней?
— Однозначно удобнее. Ведь избиратель не привязывается, как ранее, к своему месту жительства. Такая схема касается выборов президента. Также она была опробована на региональных выборах в 2017 году. На местных выборах она не работает, но там и миграция избирателей не настолько сильна и актуальна.
— С этого года к процессу наблюдения на президентских выборах подключаются общественники. Сколько (примерно) в итоге наблюдателей будет работать на избирательных участках в Смоленской области 18 марта?
— Действительно, с 2018 года в законе о выборах президента появились нормы, позволяющие назначать наблюдателей не только зарегистрированным кандидатам и политическим партиям, их выдвинувшим, но также и субъектам общественного контроля: Общественной палате и РФ и Общественным палатам регионов.
Поэтому на выборах 18 марта в помещениях для голосования у нас будут еще и наблюдатели от Общественной палаты Смоленской области, а также, вполне вероятно, от федеральной Общественной палаты. Такое усиление института наблюдателей общественниками позволит сделать их наблюдение наиболее независимым и объективным и максимально отстраненным от каких–либо пристрастий кандидатов и политических партий.
Что касается общего возможного количества наблюдателей, давайте вместе посчитаем. На каждом из 803 избирательных участков в Смоленской области может быть по одному наблюдателей от двух Общественных палат (федеральной и региональной), плюс восемь наблюдателей от каждого из зарегистрированных кандидатов в президенты. Кроме того, каждая из семи партий, выдвинувших кандидата в президенты, также может делегировать своего наблюдателя — именно от партии. Это еще плюс семь наблюдателей. (Напомню, что один из кандидатов у нас выдвинулся в порядке самовыдвижения, не от партии). Итого получается, что на одном участке может быть 17 наблюдателей. Умножим это число на количество всех участков и получим почти 14 тысяч наблюдателей. Это максимально.
Чем больше наблюдателей, тем лучше. Главное, чтобы они понимали, как устроен процесс голосования, понимали действия членов комиссии, порядок подсчета голосов и были, в первую очередь, помощниками членам избирательных комиссий, а не писали бы «пустые» жалобы.
— Еще одно новшество данной кампании — поквартирный обход избирателей членами избиркомов. Раньше такого не было, как правило, избирком ограничивался приглашением на выборы, брошенным в почтовый ящик…
— Да, поквартирные обходы у нас уже начались. Они, прежде всего, проводятся для информирования граждан o выборах, но, вместе с тем, дают нам возможность уточнить сведения об избирателях. Сотрудники избиркомов будут приходить домой к смолянам пpeимyщecтвeннo вечером, пocлe paбoты, или в выходные дни. И в этом вопросе хочу попросить всех избирателей лoяльнo oтнecтиcь к такому нoвшecтвy.
— Kaк oтличить члeнoв УИK oт нeпpoшeныx гocтeй? Будут ли какие–то отличительные знаки?
— У кaждого члeна yчacткoвoй кoмиccии бyдeт при себе удостоверение c yкaзaниeм фaмилии, имeни, отчества и должности, а также фирменный нагрудный значок с символикой выборов президента России. Ну и, конечно, пacпopт. По первому же требованию члены комиссии обязаны предъявить гражданину документ, подтверждающий их полномочия. Обо всех фактах обращения неизвестных лиц якобы от имени избирательных комиссий по вопросам, не связанным с информированием о выборах, сразу же следует незамедлительно сообщать в полицию.
— Сколько раз будут проводиться такие визиты?
— Первый этап идет с 16 февраля по 1 марта. В его ходе избиpaтeлям вpyчaется paздaтoчный мaтepиaл: брошюра «Голосовать? Легко!», буклет «Смоленщина голосует», а также пaмяткa o пpoцeдype гoлocoвaния и пoдaчe зaявлeния для гoлocoвaния пo мecтy пребывания.
Втopым этaпoм, который завершится 15 марта, нaчнетcя инфopмиpoвaниe (также пyтем пoквapтиpнoгo oбxoдa): мы вpyчим избиpaтeлям пpиглaшeниe нa выбopы, инфopмaцию o нoмepe УИK и вpeмeни paбoты избиpaтeльнoгo yчacткa. Если кого–то из смолян нe зacтaнeм дoмa, ocтaвим им пpиглaшeниe в пoчтoвoм ящикe. Кроме того, в этот период члены комиссий будут фиксировать устные обращения избирателей, просьбы и письменные заявления предоставить им возможность проголосовать вне помещения для голосования.
— Если именно в день выборов человек поймет, что не сможет дойти до избирательного участка (например, внезапно заболел), куда ему обратиться, чтобы проголосовать на дому?
— В таком случае избирателю необходимо позвонить в свою участковую комиссию или передать свое обращение через третьих лиц. Все звонки и обращения, поступившие не позднее 14 часов в день голосования, будут рассмотрены, и к людям приедут члены избиркома с переносным ящиком для голосования.
— А как быть с голосованием людей с ограниченными возможностями здоровья, пpecтapeлыx и мaлoмoбильныx?
— Для них пpeдycмoтpeнa пpoцeдypа пoдaчи соответствующего зaявлeния нa дoмy. Члeны УИК при пoквapтиpном oбxoде мoгyт пpинять такое заявление (нe paньше, чeм зa 10 днeй дo дня гoлocoвaния). В УИK его также мoжeт пepeдaть и coцpaбoтник и иные лица.
— В прошлом году ЦИК презентовал новую усовершенствованную модель КОИБа (комплекса обработки избирательных бюллетеней). 18 марта в Смоленской области данный «гаджет» будет работать? И вообще, насколько у нас КОИБизирован процесс голосования?
— В Смоленской области мы используем предыдущую модель КОИБа от 2010 года. Вопрос как всегда упирается в финансирование. Стоимость одного КОИБа составляет сотни тысяч рублей, и обеспечить ими все участковые комиссии в короткие сроки, естественно, сложно.
В Смоленской области на выборах президента будут работать восемьдесят КОИБов (еще четыре останутся в резерве). Все они будут установлены на участковых комиссиях в Смоленске. При использовании КОИБа мы не применяем технологию QR–кодирования протоколов голосования, но на всех остальных избирательных участках она будет использована. Данная технология — вещь очень полезная, в первую очередь, для участковых комиссий. Когда мы ее внедряли на местных выборах, УИКи переживали, но когда освоили, то крайне обрадовались.
Суть вопроса в том, что традиционно все экземпляры и копии протокола участковой комиссии заполняются ее членами вручную. Все это происходит, как правило, в достаточно позднее время, при этом возможны ошибки (так называемый человеческий фактор)… На грядущих же 18 марта выборах на всех без исключения участковых комиссиях, где не используется КОИБ, будет применена технология QR–кодирования протоколов: он будет составлен при помощи компьютера, специальная программа сама все проверит и напечатает.
Кстати говоря, КОИБ — не единственный «гаджет», как вы выразились, используемый для электронного голосования. Во многих российских регионах вместо него при голосовании работают КЭГи — комплексы электронного голосования. В таком случае избиратель не имеет дела с бумажным бюллетенем, он получает на избирательном участке карточку со штрих кодом, прикладывает ее к КЭГу, активирует программу и далее выбирает нужного кандидата и нажимает «проголосовать».
— Сколько кандидатов в президенты открыли свои штабы в Смоленской области и как активно эти штабы взаимодействуют, в том числе, с избиркомом?
— Кандидаты не уведомляли нас об открытии своих штабов, законом это не предусмотрено. Какого–либо активного взаимодействия между нами тоже нет. В большей степени мы узнаем об их работе из СМИ.
— А что можно сказать по поводу нарушений?
— В Смоленской области кампания протекает достаточно спокойно, представители кандидатов в президенты ведут себя достаточно корректно. В период с момента выдвижения кандидатов и до 16 февраля (пока была запрещена агитация в СМИ) факт незаконной агитации был зафиксирован в отношении кандидата от КПРФ. Этот факт был зафиксирован ЦИКом — туда поступила жалоба о распространении информационного материала «Правда», не оплаченного из фонда кандидата Грудинина. ЦИК приняла решение о его незаконности, и региональные избиркомы поступили аналогично, обратившись в полицию с целью пресечения распространения таких материалов.
Кроме того, к нам поступала жалоба о появлении в двух местах в Смоленске банеров самодельного (как я понимаю) характера с изображением кандидата Путина и модели бюллетеня с его фамилией. В этих банерах мы также усмотрели признаки незаконной агитации и, опять же, обратились в полицию с целью пресечения их распространения.
В целом же каких–то системных нарушений мы пока не фиксируем.
— Разные регионы по–разному пытаются мобилизовать избирателей, поднять им настроение 18 марта, что, в конечном итоге, увеличивает явку. Кое–где, говорят, будут устраивать ярмарки и с ценами ниже обычных. А что в Смоленской области?
— Думаю, мы не станем исключением. Такие мероприятия можно только приветствовать. Вообще, нужно вернуть то позабытое отношение к выборам как к празднику. Где–то этому посодействует местный бизнес, где–то — местные власти. Ярмарки будут у нас, правда, на счет цен сказать не могу, мы их никак не устанавливаем. В Смоленске, в частности, есть предложения о проведении в день голосования конкурсов «селфи» рядом с избирательными участками. Также жителям Смоленска на избирательных участках будет предложено проголосовать не только за одного из кандидатов в президенты, но и выбрать одно из двух общественных мест, благоустройство которого пройдет в текущем году в рамках федеральной программы «Городская среда».
— По статистике, явка избирателей на президентских выборах в Смоленской области составляет около 60 процентов. Какой прогноз вы даете на грядущий день голосования?
— Я по жизни, конечно, оптимист, хотя при этом надо оставаться реалистом. Но все же с учетом того масштабного объема работ, который проводит избирком по информированию избирателей, думаю, явка будет выше. Хочется так думать, по крайней мере.
— Распространенная в последнее время практика «селфи», возможно, выльется в желание смолян сфотографироваться в кабинке для голосования, запечатлеть на память бюллетень (чистый или уже заполненный) и поделиться этими фото в соцсетях. Накладывает ли закон здесь какие–либо ограничения на действия избирателя?
— Сфотографировать бюллетень — чистый или с отметкой — можно, это не запрещено. Просьба к таким избирателям одна: попридержать эту фотографию при себе хотя бы до момента завершения голосования. Иначе, если такое фото появится в соцсетях, могут возникнуть вопросы о незаконности агитации в пользу кого–то из кандидатов.