«Среда» каждый день
Сергей Козырев
Трибуна депутата
Проект «Единой России» «Городская среда» ворвался в Смоленск вместе с первым дыханием весны.
Шутка ли — вопрос благоустройства дворовых территорий и общественных мест (парков и скверов), ранее носивший точечный характер и решавшийся, как правило, за счет средств депутатских фондов, отныне поставлен на системные рельсы. Что самое главное, власть наконец–таки готова выделить (и уже выделяет) финансирование под эти нужды.
В 2017 году на такое благоустройство выделено двести миллионов рублей. Этими средствами сможет воспользоваться не только Смоленск, но и моногород Дорогобуж, а также пять райцентров: Вязьма, Гагарин, Рославль, Сафоново и Ярцево. И одним годом дело не закончится — как подчеркивает координатор проекта в регионе, депутат Смоленской областной Думы Тамара Максимчук (фракция «Единой России»), проект «Городская среда» продолжится вплоть до 2022 года.
— Тамара Яковлевна, многие смоляне спрашивают, каким именно образом можно включиться в программу благоустройства дворов. Люди рассуждают примерно так: у меня есть двор, он нуждается в модернизации — разрушена детская площадка, нет лавочек и тому подобное. Что и как может изменить житель в рамках программы «Городская среда»? И есть ли еще для этого время?
— В начале, если позволите, я хотела бы сказать несколько слов про историю возникновения этого партийного проекта. Еще в конце прошлого года, после того, как состоялись выборы депутатов Госдумы, вновь избранные парламентарии подняли вопрос о том, что россиян больше всего волнуют вопросы ЖКХ и, прежде всего, благоустройства: городов, улиц и дворов. Из этого родился проект «Городская среда». Было внесено соответствующее предложение в Госдуму, найдены средства и, собственно говоря, все началось.
Что касается конкретно Смоленской области, то уже с февраля месяца в средствах массовой информации появилась информация о том, что и как будет сделано в рамках проекта. Прежде всего, нужно сказать о двух его составляющих. С одной стороны, это партийный проект «Единой России» (повторюсь, именно фракция «ЕР» в Госдуме внесла предложение о включении финансирования такой программы в бюджет и утвердила его голосованием). В данной связи наша партия занимается социальными и общественными вопросами, которые возникают при реализации проекта.
С другой стороны, поскольку проект «Городская среда» касается непосредственно хозяйственной деятельности, его исполнение поручено министерству строительства, которое, в свою очередь, курирует наш областной департамент ЖКХ и управление ЖКХ мэрии Смоленска.
Что отсюда следует? То, что всю информацию о проекте можно получать как в исполкоме «Единой России», так и в УЖКХ мэрии Смоленска.
— Насколько мы понимаем, прием заявок на 2017 год уже завершен?
— Да, в настоящее время проект уже вступил в следующую стадию — обсуждения и утверждения проектов благоустройства дворов и общественных мест (скверов, парков и т.п.). Первой стадией являлся сбор заявок, он был широко анонсирован, и в партийную приемную «Единой России» к этому моменту уже поступило более трехсот заявок. Большая социальная задача данного проекта — привести в порядок наши дворы. Предусмотрен минимальный объем работ: асфальтирование дворовой территории, освещение, установка лавочек и урн. Можно выполнить и дополнительные виды работ по благоустройству, которые выберут жители, с софинансированием со стороны жильцов в размере одного процента от сметы. Замечу, что этот процент за жителей может внести также их управляющая компания.
Для нас очень важно учитывать мнение людей. Ведь «Единая Россия» не может поставить лавочки илы урны там, где ей хочется. Важно понимать, что государство оказывает всем нам огромную помощь, финансируя такие работы. В этом заключается большая социальная направленность проекта «Городская среда», поэтому мы в первую очередь интересуемся мнением именно жителей. Главная наша задача, чтобы люди поняли: все это делается для них. Чтобы они активно участвовали, выбирали необходимые виды работ по благоустройству, конкретно указывали, что и где в их дворе нужно сделать.
— Что делать тем, кто не успел подать заявку на 2017 год?
— Спешу успокоить всех, кто не успел: продолжается прием заявок на 2018 и последующие годы. Проект — пятилетний, и он продлится до 2022 года. Что касается текущего года, средства из федерального бюджета уже профинансированы (при софинансировании со стороны областного бюджета).
— Говоря о финансовой части вопроса на текущий год — речь идет о выделении двухсот миллионов рублей. На сколько объектов хватит этих средств?
— До начала самих работ по благоустройству мы должны еще успеть провести все необходимые по 44–му федеральному закону конкурсные процедуры. Повторюсь, на 2017 год собрано около трехсот заявок.
Двести пятнадцать миллионов рублей выделены в 2017 году на всю Смоленскую область, они пойдут на финансирование работ по благоустройству в Смоленске (145 миллионов), а также в моногороде Дорогобуже и еще пяти райцентрах.
По нашим предварительным расчетам, в этом году мы сможем благоустроить около сорока дворов. Нужно отметить, что часть выделяемых средств предусмотрена на благоустройство территорий, которые считаются местами общественного пребывания — скверы, парки и т.п. Они тоже, кстати, выбирались исходя из пожеланий горожан. Предложения были самые разные: парк 1100–летия Смоленска на улице 25 сентября, Блонье, сквер у самолета в Заднепровье, солдатское озеро на Королевке. На эти цели пойдет около 30 процентов от всего финансирования проекта «Городская среда». Оставшиеся же 70 процентов будут направлены на благоустройство дворов.
— Поскольку речь будет идти о конкретных дворах, может ли житель предложить свой дизайн–проект благоустройства?
— Жители предлагают конкретное размещение лавочек, урн, которые будут установлены в их дворе. Но, поскольку мы живем в двадцать первом веке, город Смоленск должен иметь не только прекрасный исторический облик, но и свое собственное современное лицо. Поэтому мы считаем, что малые архитектурные формы должны быть выполнены в каком–то одном стиле. Сегодня на добровольной основе привлечены все городские организации, в которых работают дизайнеры, и мы в течение апреля рассматриваем все проекты, которые нам представляют. Выберем в итоге самый достойный. Таким образом, что касается дизайна, здесь будут решать специалисты. А вот по размещению этих дизайн–объектов на дворовой территории — тут уже мы, конечно, будем обращаться к самим жителям.
— Многие смоляне совершенно не понимают, что представляет собой процедура подачи заявки. Как это сделать?
— В начале апреля на сайте мэрии Смоленска размещен проект муниципальной программы. В нем даны пошаговые инструкции для горожан: как попасть в проект после подачи предварительной заявки. Там же размещены и формы документов.
Для включения двора в программу «Городская среда» необходимо единогласное решение всех собственников многоквартирного дома. Поэтому для участия в проекте жильцы должны подать в УЖКЖ мэрии Смоленска протокол общего собрания собственников. В этом протоколе должны быть учтены некоторые важные моменты. Прежде всего, что дом в принципе готов вступить в программу. Также должен быть приложен некий чертеж или схема предполагаемого размещения объектов. Затем, чтобы успешно осуществлять общественный контроль за ходом и качеством работ подрядчика, в протоколе необходимо указать ответственного из числа собственников. Кроме того, в протоколе общего собрания собственников нужно прописать, что новое имущество (которое появится в результате благоустройства двора) будет включено в состав общего имущества дома.
— Многих, конечно же, интересует, как будет формироваться рейтинг участников? Какие дворы будут благоустраиваться в первую очередь?
— Что касается критериев отбора домов, здесь возникает очень много вопросов. Приняв дом к ремонту дворовой территории в 2017 году, мы должны учесть целый ряд моментов. Прежде всего, программа благоустройства дворов должна быть синхронизирована с программой капитального ремонта. Если в 2017 году какой–то конкретный дом «уйдет» на капитальный ремонт — понятно, что, скорее всего, там будут производиться какие–то изменения дворовой территории. Соответственно, такой дом в нашу программу благоустройства на 2017 год ставить нельзя. Кроме этого, как часто бывает: только проведен ремонт, и тут же возникает необходимость разрыть территорию у той же «Квадры» или «Горводоканала».
Мы хотим такого избежать, поэтому согласовываем предварительно поданные от жителей заявки со всеми коммунальными структурами. Также учитываем, ремонтировалась ли данная дворовая территория в течение последних десяти лет. Дело в том, что в Смоленске есть активные горожане, которые выигрывали суды по благоустройству своих дворовых территорий. И если два–три года назад там был положен новый асфальт — конечно, такие дома в 2017 году тоже не войдут в нашу программу.
Как видите, очень непросто увязать все проблемы конкретной дворовой территории.
— Вы говорили о минимальном перечне работ по благоустройству. А что представляет собой максимальный перечень? Что в принципе могут позволить себе жильцы?
— Минимальный перечень был сформирован как самый бесспорный, который вызывает минимум возражений у горожан. Гораздо больше споров вызывает, например, установка детской площадки. Если дом имеет длинный фасад (допустим, в нем шесть и более подъездов), то жители двух крайних подъездов очень редко смогут договориться о том, где должна стоять детская площадка.
Есть в дополнительном перечне работ по благоустройству и организация парковки. Тоже крайне больное место в наших дворовых территориях, так как они, в основном, проектировались без учета огромного количества припаркованных автомобилей. Ну и третий важный вопрос, связанный уже более с эстетикой — озеленение дворов.
Эти моменты включены в расширенный перечень работ по благоустройству, но опять–таки, данные работы могут проводиться только в том случае, если общее собрание собственников приняло соответствующее решение, определило конкретное место для парковки, договорилось о том, как именно озеленять двор.
Добавлю, что, поскольку федеральная программа подразумевает софинансирование, Смоленская область выбрала минимальную цену такого софинансирования, минимальный процент со стороны управляющий организаций (или собственников) — один процент. То есть, если мы считаем примерно, что стоимость благоустройства одной дворовой территории составляет три миллиона рублей, то один процент — тридцать тысяч рублей — управляющая компания или жители должны дофинансировать сами, чтобы получить полноценный ремонт, включающий все аспекты благоустройства. Но только при полном согласии жильцов, подчеркну еще раз.
— Те, кто не вошел в программу в 2017 году, но хочет сделать это с прицелом на 2018 год — что вы им посоветуете?
— В течение апреля во всех районах Смоленска проходили сходы граждан, на которых представители мэрии и депутаты рассказывали всю информацию о проекте «Городская среда», чтобы по возможности избежать недоразумений или обид. На сходах отбирались, в первую очередь, те дома, которые провели общие собрания собственников и которые полностью соответствуют критериям, о которых я говорила выше.
В 2017 году у нас получится сделать около сорока домов. А что же делать остальным? Мы не закрываем вопрос, прием заявок продолжается, и по тем же критериям начинаем формировать программу на 2018 год, чтобы к этой осени нам ее утвердить и подать данные для получения финансирования. Такая работа будет продолжена вплоть до 2022 года. Поэтому тем, кто не попадет в программу в этом году, я предлагаю не расстраиваться. Чем позже двор попадет в программу благоустройства, тем больше у нас будет опыта и тем, может быть, лучше будет результат. Не хотелось бы, конечно, чтобы первый блин был комом, но, как вы понимаете, любое начало трудное.
Поэтому я могу посоветовать смолянам продолжать заполнять анкеты и оставлять их в приемной «Единой России». Собственно говоря, этот процесс активно идет. Что же касается протоколов общих собраний собственников, то, поскольку здесь уже речь идет о хозяйственной деятельности, они будут приниматься в УЖКХ мэрии Смоленска (ул.Дзержинского, д.11). Там протоколы будут рассмотрены совместными комиссиями мэрии, «Единой России», депутатов горсовета и общественников, которых выберут на общих собраниях. Все будет делаться гласно.
— Тамара Яковлевна, вы постоянно общаетесь со своими избирателями. Какие вопросы сегодня наиболее актуальны, и много ли обращений касается капитального ремонта?
— Капремонт остается одной из горячих тем в сфере ЖКХ, помимо качества работы управляющих компаний. Один из главных вопросов здесь — сроки проведения капремонта. Большинство домов в моем избирательном округе старые, и люди не удовлетворены установленными сроками. К сожалению, перенос сроков капремонта невозможен, поскольку все это увязано в единую программу.
Второй вопрос связан с теми домами, жители которых выбрали ведение спецсчета и собирают на него средства для капремонта: в этом году для них была прекращена выписка квитанций за капремонт. Проблема была оперативно доведена до мэрии Смоленска, до Смоленской областной Думы, и в итоге принято решение о том, что такие квитанции все–таки будут выписываться, причем не за счет жителей. В апреле–мае собственники жилья их получат.
— Вы долгое время занимались решением проблем уволенных сотрудников автоагрегатного завода и передачей их общежития в городскую собственность. Сегодня эти вопросы уже полностью закрыты?
— Работа, действительно, была проделана очень большая. И мне хочется еще раз поблагодарить всех, кто принял в ней участие: руководство обладминистрации, областной Думы и, особенно, Сергея Ивановича Неверова, который подключился на самом важном этапе и благодаря которому многие вопросы были оперативно решены.
Вы знаете, уже прошло около месяца, как мне никто не звонит с автоагрегатного завода. Единственный вопрос, который остался и которым занимается руководство «ЗИЛа» связан с тем, что в процессе смены собственника акции ряда работников были утеряны, и сейчас «ЗИЛ» рассматривает вопросы по выплате им компенсаций. Меня это радует, надеюсь, найдется компромисс по стоимости каждой акции, и люди получат полагающиеся им деньги.
Что касается передачи общежития, этот вопрос был решен осенью. По поводу моего обещания, которое я давала в августе прошлого года — сохранить музей автоагрегатного завода, в бывшей бухгалтерии общежития моими силами отремонтировано помещение, в которое, надеюсь, со временем переедет этот ведомственный музей.
— Ели говорить о законотворческой работе, какие законопроекты, рассматриваемые Смоленской областной Думой в этом году, вы считаете наиболее значимыми?
— Поскольку я вхожу в состав бюджетного комитета Думы (самого важного, с моей точки зрения), то, очевидно, это вопросы, связанные с бюджетом.
В этом году очень много внимания депутаты уделили проблемам Смоленска, улично–дорожная сеть которого находится далеко не в лучшем состоянии. И депутаты, и обладминистрация в лице губернатора обратили на это внимание, и в итоге было принято решение о том, что полномочия Смоленска в части ремонта улично–дорожной сети будут профинансированы в объеме ста миллионов рублей. Надеюсь, такое дополнительное финансирование однозначно пойдет на пользу городу: дороги станут лучше, и у пешеходов, и у водителей будет меньше вопросов к дорожникам.
Также наш бюджетный комитет решал вопросы, связанные с финансированием различных отраслей промышленности Смоленщины в целом. Были приняты областные законы, которые улучшат ситуацию по госдолгу (платежи по его обслуживанию в 2017 году будут меньше, чем планировалось). Как обычно, рассматривали и проекты федеральных законов, например, в части изменений налогового кодекса.
Поскольку я много лет работаю в транспортной отрасли, то приходится решать на законодательном уровне вопросы, связанные с транспортом. Причем, не только на уровне Смоленской области, но и на уровне России — я являюсь членом координационного совета минтранса по вопросам автомобильных перевозок.
Вместе со смоленскими перевозчиками мы вносим инициативы в федеральное законодательство. К примеру, в федеральный закон «О пассажирских перевозках». Заказные пассажирские перевозки пока меньше всего регулируются законодательством, хотя создают множество проблем: практически все крупные аварии с участием пассажирских автобусов связаны не с регулярными перевозчиками, а именно с заказными. Так вот, смоленские перевозчики осенью обратились в минтранс, и недавно министерством принято решение об их лицензировании.