Сергей Быков: «На особом контроле депутатов, в первую очередь, бюджетная сфера»
Сергей Козырев
Трибуна депутата
Гагаринский район — не только самый близкий по отношению к Москве, но еще и самый крупный по численности в Смоленской области. Это дает ему как плюсы (привлекательное территориальное положение с точки зрения привлечения столичных инвестиций), так и минусы (близость Москвы отрицательно сказывается на демографической ситуации — трудовая миграция в сторону «златоглавой» год от года не уменьшается).
Почти полностью Гагаринский район входит в границы избирательного округа члена комитета Смоленской областной Думы по законности и правопорядку Сергея Быкова (фракция «Единой России»). В интервью журналу «О чем говорит Смоленск» депутат Быков рассказывает о том, зачем парламентариям нужны социальные сети, как использовать ресурсы «Единой России» для установления обратной связи с избирателями, а также — почему областные законы в рамках федерального законодательства нужно принимать с поправками на регион.
— Сергей Викторович, работа вашего комитета напрямую связана с совершенствованием законодательства. Образно говоря, с поиском «дыр» и их латанием. Насколько много, по вашим ощущениям, этих самых дыр?
— Наш комитет приводит правовую норму региона в соответствие с федеральным законодательством. Что касается латания дыр, это, скорее всего, неправильная формулировка. Мы опираемся на решения и законы, принимаемые Госдумой, которые должны работать, в том числе, и на территории Смоленской области. Если тот или иной областной закон требует уточнения или изменения после вступления в силу соответствующего федерального закона, мы готовим такие изменения и выносим их на обсуждение депутатского корпуса.
— С другой стороны, вы также выявляете узкие места в федеральном законодательстве и выступаете с соответствующими инициативами.
— Да, за 2016 год было несколько таких законодательных инициатив, которые мы направляли в Госдуму для того, чтобы сформировать федеральный закон на их основе. Отмечу, что все они были поддержаны. Иногда мы рассматриваем законодательные инициативы других регионов, обсуждаем их на комитете. Часто идут жаркие дискуссии, в итоге которых стараемся внести свои разумные поправки. Но всегда голосуем практически единогласно при принятии законодательных инициатив.
— Зная проблемы других территорий, вы можете смотреть на региональную проблематику. Скажите, она в целом по России одинаковая или нет?
— В большей части, да. Но все–таки регионы разные: по экономике, по правонарушениям, например. Где–то преступность ниже, где–то выше. Поэтому должны быть некоторые особенности, в том числе, и в региональном законодательстве. Областные законы в рамках федерального законодательства нужно принимать с поправками на регион.
— Ранее вы работали в правоохранительных органах, занимались противодействием незаконному обороту наркотиков. Как оцениваете ситуацию в данной сфере в Смоленской области?
— Начинал я в ФСКН, в вяземском межрайонном отделе. Потом работал в Наро–Фоминске, в Москве. Закончил свою службу в этом ведомстве в 2016 году, вместе с ее ликвидацией — в должности помощника руководителя департамента.
Проблема с наркотиками крайне серьезная не только в Смоленской области, но и в целом по России. По последним данным, на территории Смоленской области в 2016 году было изъято 120 килограммов наркотических средств.
Когда советские войска находились в Афганистане, они как–то контролировали потоки поступления к нам наркотических средств. С выводом же оттуда войск мы потеряли контроль над этой границей. Сегодня в Афганистане под эгидой американцев очень активно развивается производство наркотиков. Это ни для кого не секрет. И наркотики идут к нам, в том числе, через Таджикистан, Узбекистан. Служба ФСКН, которая в прошлом году влилась в МВД, старается пресекать крупные поставки наркотиков в Россию, а также выявлять и пресекать незаконный оборот наркотиков, в том числе — потребителей.
— Проблема в том, что сегодня опаснейшие синтетические наркотики продаются так называемым бесконтактным способом, через «закладки». Получается, что борьба с такими продавцами превращается в самую настоящую войну IT–технологий.
— Я считаю, что общество должно включиться в эту борьбу. Люди не должны замалчивать все факты продажи наркотиков. Гражданское общество, муниципальные власти, региональные — все должны быть начеку. Допустим, у нас часто проводятся координационные совещания по антинаркотической тематике под председательством губернатора Смоленской области. Так вот, звучащая на них позиция абсолютна правильная: мы должны сконцентрироваться, чтобы эффективно противодействовать этой чуме.
— Недавно мэр Смоленска призвал управляющие компании оборудовать фасады жилых домов камерами видеонаблюдения. Такая мера может помочь?
— Частично может. Но, повторюсь, важно, чтобы горожане обращали внимание на «закладчиков», наркоманов и сразу же сообщали об этом по телефону. Увидели, что кто–то пишет на стене телефон или адрес наркодельца — сообщите в полицию. Далее должны подключаться специальные подразделения МВД, оперативные службы — для выяснения и выявления сбытчиков и далее — поставщиков. Незаконный оборот наркотиков относится к особо тяжким преступлениям. При этом, вещества, которые используются при изготовлении синтетических наркотиков, можно в любой момент выкинуть… Поэтому взять с поличным наркодельца бывает не так–то и просто. Здесь все нужно скрупулезно и детально документировать.
— Перейдем к вашей работе в округе, который большей частью состоит из Гагаринского района. Какие особенности социально–экономического развития там есть сегодня?
— Гагаринский район, помимо того, что один из самых крупных районов Смоленщины, еще и самый приближенный к Москве. И это очень хорошо, что столица рядом. Инвестиционная привлекательность нашего района — одна из лучших во всей области. Поэтому у нас очень много предприятий, которые пришли в Гагаринский район в последние годы: и мясокомбинат «Останкино», и «ЭГГЕРДревпродукт», и «Новая житница», и многие другие. Есть предприятие по переработке комбикормов для птицы, крупного рогатого скота. Кстати говоря, если ранее их продукция поступала на экспорт, то сейчас, с учетом санкций со стороны Евросоюза, они производят его для нужд внутреннего российского рынка.
— Если есть инвесторы, значит есть и рабочие места?
— Да. Рабочих мест создается много. Но люди все равно стараются ездить в Москву на заработки, потому что там в любом случае зарплаты больше. Пусть даже и предприятие «Останкино» — московское, и зарплаты на ее гагаринском дочернем мясокомбинате неплохие, но в столице можно заработать еще больше.
— То есть близость к столице серьезно влияет на миграционные процессы?
— Естественно.
— Каким образом строится ваша обратная связь с избирателями?
— В Гагаринском районе я нахожусь постоянно. Моя семья живет в Гагарине. Обратная связь с избирателями присутствует практически всегда. К примеру, я активный пользователь социальных сетей. Как недавно сказал спикер Госдумы Вячеслав Викторович Володин, каждый депутат должен выйти в соцсети и показывать свою работу. Потому что мы живем в информационном обществе, и очень многие граждане получают информацию не через бумажные СМИ, а через интернет–источники. Соответственно, посредством соцсетей необходимо как можно больше информировать своих избирателей о проводимой депутатами работе.
Поэтому у меня есть аккаунт в Facebook, Twitter, Одноклассниках, Инстаграм. Те, кому необходима помощь или совет, всегда могут со мной списаться и рассказать о проблеме. После этого мы либо назначим встречу в один из моих приемных дней, либо я сам выеду на место (если речь идет, например, о проблеме одинокого пенсионера, проживающего в сельском поселении), разберусь с проблемой и приму необходимые решения: направить запрос в соответствующие органы, помочь материально и тому подобное.
— А с какими проблемами обращаются чаще всего?
— Сейчас много обращений по оказанию материальной помощи. Цены на продукты и лекарства выросли, и люди просят оказать им финансовую помощь для покупки лекарств, предметов первой необходимости. Многодетные семьи по этому поводу тоже часто обращаются. Что касается учреждений здравоохранения, социальной сферы и культуры, здесь тоже помощь ведется: кому–то нужна установка окон, кому–то санузел привести в порядок; в сельских домах культуры часто необходимо отремонтировать пол, крышу.
— Например, в данный момент, какие вопросы решаете по округу?
— Ко мне обратились педагоги детского сада в деревне Клушино. У них в группе окна устарели, даже стекла из них вываливаются. Конечно же, у сельского поселения нет таких денег, в районе тоже тяжело с финансами. Поэтому они обратились к депутату. Мы смогли выделить им сто пятьдесят тысяч рублей на установку оконных блоков.
Обращалось детское отделение Гагаринской ЦРБ. Им была необходима ширма, чтобы принимать детей и подростков, жалюзи для окон, медицинское оборудование для обеззараживания кабинетов ультрафиолетом. Занимались ремонтом детского стоматологического кабинета. Понятно, что туда идут лечиться, в том числе, и наши дети. Не все же могут заплатить врачам в платной поликлинике. А так все школьники могут вылечить свои зубы бесплатно и безболезненно.
— Вы используете организационный ресурс «Единой России» при общении с избирателями? Например, обратную связь через общественные приемные партии.
— «Единая Россия» — партия большинства, поэтому, конечно, есть у нас обратная связь с избирателями, ведь мы постоянно осуществляем приемы в местных общественных приемных партии «Единая Россия». Очень много работаем в рамках партийных проектов. В частности, в 2013 году начал реализовываться партийный проект «Народная экспертиза», в ходе проведения которого мы изучили проблемные вопросы не только в моем избирательном округе, но и во всей Смоленской области. И одним из моментов этого исследования стал вопрос строительства детских садов. Мы на этом сконцентрировали свое внимание, и вот — в прошлом году на территории Гагаринского района был построен и полностью оборудован новый детский сад. В этом году партией запущены еще несколько партийных проектов (городская среда, парки малых городов, театры малых городов и другие) на основе предвыборных обязательств и изучения мнения избирателей.
— Какие социально–экономические инициативы исходят от смоленской «Единой России» в последнее время? Какие вопросы вы и ваши коллеги держите на особом контроле?
— На особом контроле депутатов, конечно же, в первую очередь, бюджетная сфера — чтобы деньги казны расходовались исключительно целевым образом. Кроме того, это проекты, которые в Госдуме инициировал наш депутат Сергей Иванович Неверов: по благоустройству дворовых территорий, строительству спортивных площадок, ремонту сельских спортивных залов и домов культуры.
— Выше мы говорили о проблеме незаконного оборота наркотиков. Как вы считаете, не пора ли ее вынести в отдельный федеральный проект «Единой России»?
— Сходу сложно сказать, как можно сформировать такой партийный проект. В принципе, есть такая общественная организация «Стоп наркотик». Ее возглавляет Сергей Полозов, являющийся также сопредседателем сторонников «Единой России», он занимается на федеральном уровне этой проблемой. Есть и другие общественные организации, которые работают в данном направлении. Думаю, все–таки, что работа спецслужб и правоохранительных органов не должна близко соприкасаться с общественной работой.
Хотя, в некоторых моментах, конечно, «Единая Россия» может подключаться к решению этой социальной проблемы. Например, в части организации социальных акций, спортивных мероприятий, которые, собственно, мы активно проводим.