Конец ужаса
Евгений Ванифатов
Дороги
Кто будет ремонтировать дороги в Смоленске этой весной, и почему надо «есть снег», чтобы не летела подвеска?
Многие, кто ездил этой зимой по трассе «Москва–Минск» (особенно в период обильных снегопадов), наверняка, обращал внимание на разительное отличие в уборке дорожного полотна автотрассы и улиц Смоленска. Это прямо–таки бросалось в глаза. Выезжаешь утром в сторону Москвы, и глаз радуется: грейдеры уже чистят обочины (стало быть, само полотно очищено еще раньше; уже очищено), сметенный снег сразу увозится бортовыми грузовиками, дорожный персонал продувает ограждения какими–то причудливыми приспособлениями наподобие пылесосов.
Красота, одним словом.
Физика гидроудара
Конечно, скажет читатель, это ведь и дорога федерального значения (следовательно, стратегический инфраструктурный объект), и средств на ее содержание, видимо, выделяется больше, чем на уборку смоленских улиц. И будет прав. Но, вместе с тем, вряд ли он станет отрицать: чтобы дорожное полотно верой и правдой отработало свой межремонтный период (а в нынешней ситуации, о которой будет сказано ниже — даже больше), в первую очередь, необходимо вовремя убирать с него снег и отводить воду. (Есть еще ряд условий, вроде соблюдения нагрузки на ось, но в этой статье мы их опустим.)
Что делает вода, попадая в трещины асфальта? Замерзая, она расширяется, увеличивая их. Далее свою лепту в разрушение дороги вносят шины автомобилей. При наезде на микроскопическую трещинку, заполненную водой, создаются условия, когда воде из этой трещины вытекать некуда. А поскольку жидкости несжимаемы, то возникает «гидроудар» (явление, которое не только асфальт, но и стальные трубы разрывает «на раз»). В итоге асфальтовое покрытие крошится, и дорога разрушается.
Ешьте снег
Традиционная весенняя «истерия» смолян по поводу того, что «такого ужаса с дорогами, как в этом году, не было никогда» — это реакция на те самые «гидроудары», а также на последствия некачественной уборки городских дорог в зимний период.
Достаточно вспомнить, как замглавы Смоленска Павел Бабюк ставил коммунальным службам «неуды» за ликвидацию последствий снегопадов:
«Вполне обоснованы претензии населения на неудовлетворительную очистку магистральных и второстепенных дорог, особенно — дворовых территорий… Объективно оценивая работу, я ставлю «неуд» работе всех служб», — заявил он тогда, рассматривая процесс уборки дорожного полотна с позиции удобства для горожан. Однако ведь этот «неуд» ударил и по состоянию полотна. Ударил также, как, кстати, и в предыдущие годы.
А как возмущался градоначальник Владимир Соваренко снежными сугробами на обочинах, через которые должны прыгать горожане:
«Проехала КДМ–машина, сделала огромный снежный гребень к пешеходному переходу. А люди как должны? Перелетать через него на крыльях? Как люди должны перепрыгивать через эти снежные бордюры?»
И здесь — вновь, помимо комфорта передвижения для пешеходов немым вопросом стоит качество дорожного покрытия. Обратите внимание: на многих участках улиц Смоленска трещины идут именно по кромке асфальтобетонного покрытия. Не это ли прямое следствие пагубного влияния неубранного снега?
Два «смертных греха» дорожников
Поэтому, если отбросить излишнюю эмоциональность и взглянуть на дорожную проблему трезвым взглядом, становится ясно: ситуация в этом году ничем особенным не отличается. Примерно то же в Смоленске происходит каждую весну.
Просто дорожников принято ругать. Потому что кого–то ругать надо, а они, получается, крайние. Ругают дорожников, как правило, за два «смертных греха»: а) плохое качество смеси и б) нарушение технологии проведения ремонтных работ.
Чаще, конечно, критикуют по пункту «б». Это все ситуации, когда они «кидают асфальт в лужи». Соответствующие фото и видео, снятые тут и там на просторах необъятной России, расходятся по телеканалам и социальным сетям словно горячие пирожки.
В семье, конечно, не без урода. Однако далеко не все дорожные предприятия одинаковые. И далеко не все позорят коллег и отрасль в целом. Как утверждает, например, руководитель «Смоленскавтодора», крупнейшего в регионе дорожного предприятия, Владислав Апаков, вы никогда не застанете его дорожных рабочих за подобным «преступлением»:
«В лужи асфальт никто, конечно, не укладывает. В отдельных случаях, там, где идет очень большой поток талой воды и образовались крупные ямы, мы действуем практически как водолазы. Подчеркну: речь ведется об аварийном ремонте. В данном случае наша задача — ликвидировать аварийную яму для того, чтобы никто не пострадал. Ликвидируем любыми способами. Там же, где потока талой воды нет, вначале осушаем ямку, обрубаем кромки и лишь после этого латаем ее».
Странное решение
Последние три года «Смоленскавтодор» активно занимался содержанием улично–дорожной сети Смоленска, а также проведением текущих ремонтов и дорожно–реконструкционных работ. Причем, по словам Апакова, данный вид работ для предприятия — своего рода социальная нагрузка, которую они выполняют по указанию губернатора Алексея Островского в Смоленске и в ряде районных центров (Гагарине, Вязьме и других).
Персонал в ярко–оранжевой униформе с надписью «Смоленскавтодор», убирающий пылесосами остановки, фрезерующий и меняющий проблемные участки городских дорог, стал настолько привычен взгляду горожан, что январское заявление Владислава Апакова в интервью нашему журналу о том, что его предприятие не будет заниматься ямочным ремонтом в Смоленске, признаться, весьма нас смутило.
«Городские власти приняли решение, что справятся силами муниципального предприятия «Дормостстрой», без нас. Конечно, весной ситуация будет сложная. Надеюсь, у них получится. Но если Алексей Владимирович Островский, который держит ситуацию с состоянием дорог в Смоленске на личном контроле, поставит задачу прийти на помощь администрации Соваренко, мы обязательно придем», — подчеркнул тогда Апаков.
Не беремся судить, чем руководствовались городские депутаты, принимая данное решение, однако скепсис в отношении правильности выбранной стратегии подтвердился уже довольно скоро.
Помощь придет
6–го марта Владислав Апаков официально заявил, что «Смоленскавтодор» приходит на помощь «Дормостстрою»:
«И в этом году по поручению губернатора мы подключились к сложнейшей ситуации в Смоленске. Была надежда на то, что «Дормостстрой» справится своими силами, но, к сожалению, износ настолько большой, что их сил не хватит… Если погода не преподнесет сюрпризов, если не пойдут снегопады, думаю, в течение 2–3 недель мы практически завершим аварийный ямочный ремонт в Смоленске. Повторюсь, при благоприятных погодных условиях. Если будут снегопады, нам останется только продолжать залатывать новые ямы».
Сегодня, две недели спустя, как можно видеть, ситуация изменилась. По крайней мере, на главных магистралях города. И даже погода «улыбнулась» дорожникам.
Ну как тут, скажите, не улыбнуться (без иронии), когда в ситуации бюджетного дефицита региональные власти не просто пошли на выделение ста миллионов рублей на ремонт дорог в Смоленске. Аналогичную сумму на данные цели городской бюджет будет получать ежегодно в обозримом будущем.
Финансы поют романсы
Для того чтобы понять практическую ценность подобного решения, следует рассмотреть финансовую сторону вопроса дорожных ремонтов. А картина здесь открывается не самая радужная. Средств на полноценное содержание дорог по нормативам катастрофически не хватает. Спросите любого дорожного эксперта, и он вам ответит, что существующий объем финансирования составляет 25–30 процентов от нормативного. Не более трети.
Ну это как если, предположим, отцу семейства втрое сократили зарплату, а он пытается всевозможными ухищрениями исполнять расходы семейного бюджета, ни словом не обмолвившись о проблеме. Сколько продержится такой папаша, прежде чем семья узнает истинное положение вещей? Месяц, два?
Дорожники же работают в условиях критического недофинансирования годами, если не десятилетиями. Протяженность дорог растет, нагрузка на ось увеличивается, но рублем это почти не компенсируется. Год за годом недофинансирование приводит к износу дорожного полотна. При этом существуют межремонтные сроки проведения ремонта автомобильных дорог. Допустим, по нормативам фрезерование и укладку асфальта нужно проводить каждые 5–6–7 лет (в зависимости от интенсивности движения). В реальности же городские улицы стоят без ремонта по 10–15 лет и, естественно, дорожное покрытие на них изнашивается настолько, что никакие ямочные ремонты уже не могут его спасти.
«Жить захочешь — не так раскорячишься»
Что же, спрашивается, делать? Оптимальный вариант: правильно расставлять приоритеты в дорожных работах. «Смоленскавтодор» в ситуации хронического недофинансирования уже не первый год делает ставку на сохранность дорог, выбирая по возможности для текущих ремонтов наименее затратные технологии. По словам Владислава Апакова, в целом предприятие приспособилось к существующему уровню финансирования:
«Специалисты «Смоленскавтодора» работают с весовым контролем, постоянно следят за состоянием дорожного полотна. Критические участки сразу ставим в план ремонтов, делаем там защитные слои асфальта, благодаря чему продлеваем жизнь полотна на 3–5 лет. И в этом, подчеркну, ситуация в Смоленской области уникальна. Мы приспособились к существующему уровню финансирования и максимально эффективно используем имеющиеся финансы. Ну и технику закупаем с соответствующим уклоном», — объясняет Апаков.
Выбор правильной технологии ремонта, помимо прочего, это проверенный способ увеличения КПД от каждого вложенного рубля. К примеру, властям многих муниципалитетов Смоленской области (как заказчикам тех или иных дорожных работ «Смоленскавтодору») весьма по душе технология холодного ресайклинга — дорожники констатируют, что она позволяет сэкономить до 25–30 процентов средств.
В Смоленске данная технология применялась в прошлом году при ремонте проспекта Строителей, а также на Пятницком путепроводе (и подъезде к нему). Как говорят в «Смоленскавтодоре», ближайшие десять лет никаких проблем там быть не должно.
Другой прогрессивный метод — струйно–инъекционный. По данной технологии работают дорожные машины, в народе называемые «Мадпатчерами» (по названию бренда). Одна такая машина за день выполняет ту же работу, что и бригада из пяти человек за два–три дня. Ну и качество восстановления асфальта, разумеется, совершенно иное.
«Смоленскавтодор» полностью укомплектован машинами струйно–инъекционного метода, и во многом именно благодаря этому последние три года персонал предприятия имел возможность в весенние периоды оперативно справляться с ямочными ремонтами. Шесть–восемь таких машин за две недели приводили в порядок практически весь Смоленск.
Остаемся фрезеровать
Все перечисленные технологии связаны именно с текущим восстановлением дорожного полотна. О капитальных ремонтах улиц Смоленска в 2017 году, к сожалению, речи не ведется. По крайней мере, пока.
«Капитального ремонта в этом году не будет, у города нет проектов, прошедших госэкспертизу. Сегодня идет речь только о текущих ремонтах. В классическом смысле такой ремонт подразумевает фрезерование и замену двух верхних слоев асфальта. Наша задача — обеспечить данным образом приемлемое состояние дорожного полотна хотя бы на ближайшие лет семь», — подчеркивает Владислав Апаков.
Вместе с этим, нужно понимать, что некоторые дороги Смоленска текущим ремонтами уже не спасти. Например, Краснинское шоссе. Дорожники называют его самой больной проблемой и откровенно говорят, что ямочный ремонт для него — что мертвому припарка. Как же поступить в существующей финансовой ситуации: оставить шоссе до неизвестно когда грядущих лучших времен или же поставить ямочную «припарку»?
Вот и думайте.
Мосты, косые мосты
Но это еще что! Мосты по сравнению с городскими дорогами — «игрушка» на порядок затратнее. Видимо, по этой причине, после распада Советского Союза до них только–только начинают доходить руки. Несмотря на то, что мосты являются стратегическими объектами дорожной инфраструктуры (а значит, по идее, должны быть всегда готовы на случай военных или других чрезвычайных действий).
В ситуации, когда ремонты мостов десятилетиями переносились, их состояние, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Владислав Апаков рассказывает, что когда три года назад он дал своим специалистам задание провести обследование всех городских мостов в Смоленске, результаты повергли всех в шок. К настоящему моменту, как отмечено выше, полностью «закрыт» вопрос комплексного ремонта Пятницкого путепровода. Однако этим дело не ограничивается. В этом году будет решаться вопрос ремонта Беляевского путепровода — последнего аварийного моста в Смоленске.
«Я дал вам все»
Ямочные ремонты развернутся в Смоленске во всю свою силу к маю. Повторимся, в этом году городской бюджет получит дополнительные сто миллионов рублей на ремонт дорог. Также губернатор Алексей Островский пообещал помочь Смоленску материально и в вопросе укомплектования коммунальных служб уборочной спецтехникой. По словам нового директора предприятия «СпецАвто» (отныне оно единолично отвечает за уборку всего города), им не хватает двух десятков единиц спецтехники — десяти самосвалов, двух грейдеров и восьми комплексных дорожных машин для очистки и посыпки тротуаров (так называемых КДМ–ок).
«Я дам вам все», — шутили герои фильма «День выборов», ломая голову над предвыборным слоганом кандидата в губернаторы Игоря Владимировича Цаплина. В нашем же контексте эту фразу можно смело произносить без иронии: все просьбы городской власти в части ремонта улиц Смоленска, похоже, выполнены. А в чем–то даже и перевыполнены. Поэтому очень хочется надеяться на то, чтобы 2017 год похоронил, наконец, в лужах истории звенящую, как первая капель, фразу: «такого ужаса с дорогами, как в этом году, не было никогда».