Ira et Superbia «защитников костела»
Игорь Красновский
Главная тема
Что и кто стоит за истерикой, развернутой вокруг одного из возможных вариантов использования объекта культурного наследия «Польский костел» в Смоленске?
Как только на минувшей неделе стало известно, что, возможно, в здании бывшего Смоленского римско–католического костела будет создан филармонический концертный зал органной музыки, у ряда граждан началась самая настоящая истерика. В ход пошли обвинения в оскорблении чувств верующих и даже в «разжигании межконфессиональной розни».
Официальные заявления о том, что говорить о конкретном решении по дальнейшему использованию пустующего сейчас здания пока абсолютно преждевременно, а мысль о создании в нем концертного зала — всего лишь идея, открытая для общественного обсуждения и дальнейшей детальной проработки, не были услышаны.
Фактически заткнули рот и тем, кто счел, что, если бы эту идею удалось воплотить в жизнь, то это было бы большой удачей для Смоленска как в культурном плане, так и в плане привлечения туристов. «Забота о развитии культуры не может осуществляться за счет ущемления прав верующих», — сказали, как отрезали.
Что ж, если вы, господа, жестко переводите тему костела в плоскость конфликта, то позвольте четко обозначить ряд принципиальных позиций.
Позиция власти и реакция на нее
Первое. То, что здание памятника архитектуры находится сегодня в ужасающем состоянии — это факт. Как факт и то, что конечное решение судьбы этого объекта будет за Министерством культуры, на балансе которого оно находится, а не за региональной властью.
Региональная власть после переезда областного архива из здания костела сделала максимум того, что в ее компетенции. В 2016 году для решения вопроса финансирования за счет средств федерального бюджета мероприятий по приведению в надлежащее состояние здания объекта культурного наследия «Польский костел» (именно так уже не одно десятилетие объект именуется в официальных документах. — И.К.) в министерство культуры направлены документы на участие в федеральной целевой программе «Культура России (2012–2018 годы)» в части разработки научно–проектной документации на проведение работ по сохранению объекта. Пакет документов принят к рассмотрению. Решение министерства культуры по данному вопросу будет принято в первом полугодии 2017 года.
Губернатор Алексей Островский обратился к министру культуры Владимиру Мединскому с инициативой о создании на базе объекта культурного наследия «Польский костел» филиала федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Московская государственная академическая филармония». Один из возможных вариантов использования объекта культурного наследия «Польский костел» — размещение зала органной музыки для осуществления регулярной концертной деятельности, в том числе, с участием смоленских коллективов.
Кстати, идея создания органного зала отнюдь не новая. Еще во времена СССР ее высказал тогдашний первый секретарь обкома КПСС Иван Клименко. И ее осуществили бы, но случился распад Державы.
Второе. Осторожное заявление о намерениях областной власти вызвало резкое раздражение в католических кругах. Информационная служба католической архиепархии в Москве моментально выступила с заявлением, в котором высказала «удивление и огорчение» и надежду, что «областные и федеральные власти, учитывая Федеральный Закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения» примут справедливое решение по этому вопросу».
Надеюсь, нет необходимости разъяснять, что «надежда» со ссылкой на закон в данной ситуации фактически означает ультиматум и федеральной, и областной власти. Католики, надо отдать им должное, умеют жестко отстаивать свой интерес. Так что Смоленским костелом, думаю, дело не ограничится. В интернете можно найти весьма недвусмысленные намеки на то, что нынче на богослужения католики чуть ли не толпами вынуждены приезжать в Смоленск из других населенных пунктов области, где ранее существовали католические приходы. Мол, здания бывших католических храмов на территории Смоленской области в той или иной мере сохранились в Рославле и Шумячах, Велиже. Того и гляди, что скоро вообще объявят Смоленщину исконно католическим краем…
Препятствий никто не чинил
И вот здесь мы подходим к третьему, самому принципиальному моменту: какие реальные интересы скрываются за озабоченностью «защитников костела»?
Чисто религиозные? Безусловно, у части людей — именно они. У тех, кто родился и вырос в исконно католических семьях. У тех, кто приехал на Смоленщину как беженцы в девяностых и нулевых годах из бывших республик СССР. Но, поверьте, истинных католиков на Смоленщине вовсе не так много, как пытаются нам внушить. Это — факт! И они, что принципиально важно, имеют все возможности для отправления своих религиозных обрядов. Еще в 1997 году администрация Смоленска безвозмездно передала католическому приходу здание бывшего дома священников и выделила в историческом центре города землю. 28 ноября 1999 года тогдашний апостольский администратор для католиков латинского обряда европейской части России архиепископ Тадеуш Кондрусевич в торжественной обстановке освятил приходской дом и вновь построенную приходскую часовню. И никаких препятствий никто не чинил.
Но «защитники костела» не унимаются. Сознательно ставлю, обозначая их, кавычки, ибо предполагаю, что бьются они отнюдь не за свободу вероисповедания, которую, повторюсь, в Смоленской области католикам, никто не ограничивает, а совсем за иные цели. Какие именно? Чтобы понять, придется совершить экскурс в историю того, как развивались отношения католицизма с Россией.
Многовековая экспансия и... операции спецслужб
«Ненависть к Православию, фанатизм и преследования православных, убийства — проходят красной нитью через все века жизни католичества», — писал святой праведный Иоанн Кронштадтский. Вот лишь краткая историческая хроника в подтверждение.
XIII век. Папы Гонорий II и Григорий IX организуют торговую блокаду Новгорода. Папский легат в Прибалтике Вильгельм направляет немецких рыцарей и датчан на Восток. В 1240 году происходит битва со шведами на Неве, причем, в шведском войске участвуют епископы, а один из них — Томас — вообще считается организатором похода.
В Житии святого Александра Невского шведы именуются как римляны. В 1242 году организован крестовый поход ливонских рыцарей против русских, окончившийся разгромом латинян на Чудском озере. Католическая агрессия против Руси предпринята в тяжелейший момент татаро–монгольского нашествия. Вскоре после этого, в 1248 году папа римский Иннокентий IV предлагает святому Александру Невскому «соединение церквей» и королевскую корону, что было, естественно, отвергнуто. В 1255 году папа Александр IV благословил литовскою князя Миндовга завоевывать русские земли.
XIV век. Агрессия Польши против западнорусских земель. Король Казимир захватывает Галицкую Русь. В 1561 году во Львове Казимир отнимает у русских соборную церковь и обращает ее в костел. На севере России шведский король Магнус воюет против Новгорода и пытается обращать русских в латинство. Папа объявляет в Скандинавии крестовый поход против русских.
XV век. Попытка вовлечь Русскую Православную Церковь во Флорентийскую унию. В Юрьеве по повелению католического епископа и ливонских властей утоплены в реке священник Исидор и с ним 72 человека за отказ принять католичество.
XVI век. 1503 год. Война России с Литвой из–за притеснения православных в Литве. В 1581 году в Москву прибывает от папы иезуит Антонио Поссивин. Поссивин разрабатывает планы и методы постепенного обращения России в католичество. 1591 год. Брестская уния, организованная с помощью успешного давления на православных со стороны польского короля Сигизмунда III. Уния — это решение ряда епископов Киевской митрополии Константинопольской православной церкви о принятии католического вероучения и переходе в подчинение римскому папе с одновременным сохранением богослужения византийской литургической традиции на церковнославянском языке. Брестская уния привела к возникновению так называемой униатской греко–католической церкви и жестокому преследованию православных в Польско–Литовском государстве.
XVII век. Польско–шведская интервенция в начале столетия теснейшим образом связана с попыткой насадить католичество в России. Лжедмитрий первый тайно принимает католичество и обещает соединить Русскую Церковь с римским престолом в случае успеха. После победы над интервентами всякая деятельность католиков в России запрещена вплоть до конца XVII века.
XVIII век. 1702 год. По указу Петра Первого неправославным христианам разрешается строить храмы и свободно совершать религиозные обряды. Католики — в основном иностранцы, служащие в России. Пропаганда католицизма строго запрещена. Почти весь XVIII век — упорная борьба польских католиков против Православия в Литве, в землях западной и южной Руси, оставшихся в составе Польши. Закрытие всех православных епархий в Речи Посполитой, кроме одной — Мстиславской епархии. С 1717 года в Польше запрещено строительство некатолических храмов. После раздела Польши многочисленные униаты возвращаются в Православие. 1772 год. Католическое духовенство может исполнять любые распоряжения Рима только с санкций Российской императорской власти.
XIX век. В 1820 году иезуитов изгоняют из России. Крымская война. Парижский епископ Сибур объявляет войну против русских «священной».
XX век. 1905 год. Папа Пий XX: «Россия — самый большой враг церкви». Идет насаждение восточного обряда как наиболее удобного способа обращения русских в католичество. Первая мировая война: Ватикан на стороне Тройственного союза. 1917 год. Папа Бенедикт XV создает конгрегацию для восточных церквей.
Накануне Первой мировой войны граф Шептицкий подготовил для австрийских властей аналитическую записку о мерах по отторжению Украины от России. Важнейшей из этих мер было названо отделение Киевской митрополии от Русской Православной Церкви, создание «Киево–Галицкого Патриархата» и постепенное подчинение его Ватикану.
Приведу некоторые высказывания папистов в 20–е и 30–е годы, когда Православная Церковь в России подвергалась физическому уничтожению. Бенедиктинец Хризостом Бауер в 1930 году: «Большевизм умерщвляет священников, оскверняет храмы и святыни, разрушает монастыри. Но не в том ли как раз заключается религиозная миссия антирелигиозного большевизма, что она обрекает на исчезновение носителей схизматической мысли (то есть, православных — И.К.)». Ученый иезуит доктор Швайгель в «Папском Восточном Институте» в 1936 году заявил: «Большевики прекрасно подготовили путь католическим миссионерам, а духовное состояние русского народа, его благочестие и страдания служат залогом успеха унии на просторах России».
Энрико Пуччи в статье «Святой Престол и Россия», март 1921 года: «Для будущности католичества большевистский режим несравненно менее вредный, чем царский. Не потому что есть возможность надеяться от большевиков чего–нибудь доброго, но по той причине, что они не смогут бесконечное время держать государство под своим террором и однажды будут вынуждены оставить свободное поле».
Венский католический орган «Шенере Цукунфт» в 1931 году: «Большевизм создает возможность обращения в католичество неподвижной России».
Надежды католиков на советскую власть были огромными. Однако тайные переговоры о перспективах католичества в советской России заканчиваются разрывом отношений.
В годы Второй мировой войны на восточно–славянских территориях греко–католическое духовенство сотрудничало с немецкими оккупантами, благословляло создание таких формирований, как батальоны «Нахтигаль» и «Роланд», дивизия СС «Галичина»...
1 декабря 1989 года. Визит Горбачева к папе римскому. Тайные переговоры. 1990 год. Легализация униатских общин и триумф униатства в Галиции. Львовская епархия: от более чем 1200 православных приходов осталось только 40. Массовый террор против православных, захваты храмов, избиение священников.
Начало третьего тысячелетия. Визиты папы Иоанна Павла II на Украину, в Грузию и Казахстан. Игнорирование позиции Русской Православной Церкви по поводу этих визитов.
Февраль 2002 года. В Ватикане объявлено решение папы повысить статус административных структур католической церкви в России до уровня епархий. Отныне в документах Ватикана территория нашей страны именуется церковной провинцией. То есть фактически — провинцией государства Ватикан, являющегося центром католического мира. Стратегической целью этого государства, как подчеркивается в исследованиях многих серьезных специалистов, было и остается подчинение своей власти православного мира.
Крестовые походы регулярных или наемных армий, о которых рассказано в историческом экскурсе, теперь сменились операциями ватиканских спецслужб, не уступающих по своей мощи ведущим разведывательным службам мира. Недавний пример — майданный переворот на Украине в 2014 году, в котором, как утверждают многие сведущие люди, Ватикан негласно сыграл отнюдь не последнюю роль.
Троянский конь прозелетизма
В последнее время, как отмечают все, кто серьезно следит за ситуацией, процесс католической экспансии на православный мир заметно активизировался. Более того, сегодня самое широкое распространение получили нетрадиционные, максимально иезуитски–изощренные формы покорения православных.
Не случайно один из выдающихся иерархов нашей Церкви митрополит Антоний Сурожский в своем послании Патриарху Алексию накануне Архиерейского Собора Русской Православной Церкви в 1997 году предупреждал: «Пора нам осознать то, что Рим думает только о «поглощении» Православия. Богословские встречи и «сближение» на текстах никуда нас не ведут. Ибо за ними стоит твердая решимость Ватикана поглотить Православную Церковь».
Одним из основных способов этой политики поглощения православия является прозелитизм, то есть стремление обратить других в свою веру, а также деятельность, направленная на достижение этой цели.
Активность прозелитизма со стороны Ватикана в современной России не может не настораживать. Если еще несколько лет назад Ватикан утверждал, что его деятельность направлена исключительно только на окормление проживающих в России традиционных католиков — поляков, литовцев и немцев, то теперь он не скрывает, что главная его цель — окатоличивание русского народа. В 1995 году представитель Папского престола в России архиепископ Джон Буковски заявил, что Россия — неправославная страна, и поэтому обвинения католиков в прозелитизме несправедливы. Он же недвусмысленно признался, что «наша конечная цель — полное объединение в вере и любви под единоначалием наследника Святого Петра». То есть, папы римского.
Эта линия, что называется, фирменная в действиях Ватикана: с одной стороны — ласковые улыбки, разговоры о христианской любви, предложение объединения, а с другой — планомерная и очень изощренная политика, нацеленная на отторжение человека за человеком, души за душой от Православной Церкви. Это то, что трезво и мужественно должен понимать каждый православный христианин. В том числе, и в непростой ситуации, связанной с дальнейшей судьбой здания бывшего римско–католического костела в Смоленске.
P.S. В списке семи главных грехов, составленном папой Григорием Великим, на первых местах стоят Ira и Superbia. В переводе с латыни на русский — гнев и гордыня. Вам не кажется странным, почему «защитники костела» напрочь забыли об этом?
[Статья основывается на данных из открытых общедоступных источников, является исключительно личным оценочным суждением автора и ни в малейшей мере не претендует на выражение официальной позиции властей]
источник: http://krasnovski.livejournal.com/