#13 (147)
08 Августа 2016

Алексей Островский: «Человеческая судьба — ключевой фактор в реализации инвестиционной политики администрации региона»

Максим Кузьмин

Власть

Очередной выпуск информационно–аналитической программы «Лицом к области», выходящей на телеканале «ГТРК–Смоленск», был посвящен вопросам привлечения инвестиций в АПК Смоленщины. В настоящее время в регионе успешно реализуются инвестиционные проекты в сферах молочного и мясного животноводства, льноводства, производства семян и рапса.

Как рассказал гость программы — губернатор Смоленской области Алексей Островский — администрацией региона, в частности, подписано соглашение с брянской мясной компанией, входящей в структуру агропромышленного холдинга «Мираторг», о строительстве восьми животноводческих комплексов по содержанию крупного рогатого скота мясного направления и одного животноводческого комплекса с логистическим центром.

Это позволит привлечь в экономику региона восемь миллиардов рублей и создать около четырехсот новых рабочих мест. И такие примеры не единичны. Об этом мы беседуем с главой региона.

— Алексей Владимирович, вы посетили одну из ферм компании «Мираторг» в Рославльском районе. Здесь мы и записываем нашу программу, как всегда, в полевых условиях. Как раз строительство этой новой, совершенно «с нуля», фермы — хороший наглядный пример того, как реализуется соглашение между администрацией Смоленской области и этим крупным агропромышленным холдингом. Давайте вначале напомним, в чем заключаются эти договоренности, как они выполняются и главное, что они дают нашему региону?

— Компания «Мираторг» — это крупнейший производитель мяса в стране. По объемам производства равных «Мираторгу» в Российской Федерации нет. Количество поголовья — самое крупное. И то, что администрации Смоленской области год назад удалось привлечь этого инвестора в регион — это, безусловно, успех и администрации, и, в целом, Смоленской области. В соответствии с соглашением, которое было подписано в 2015 году, «Мираторг» планировал строить четыре фермы на территории региона. В 2016 году мы подписали дополнительное соглашение, и по нему компания планирует строить уже восемь ферм, а в перспективе — мы окончательно договорились об этом — количество ферм возрастет до двенадцати. Общий объем инвестиций, который подтвержден на данный момент — 8 миллиардов рублей. Это 400 новых рабочих мест, а в целом, как меня заверил руководитель компании Виктор Линник, будет создана тысяча рабочих мест и проинвестировано в экономику Смоленской области 12 миллиардов рублей.

Кто–то скажет, что одно рабочее место слишком дорого обходится, но человеческая судьба, человеческий фактор — ключевой в реализации инвестиционной политики администрации региона. Сегодня мы увидели людей, которые здесь, в этих селах, деревнях, родились, выросли и получили работу на своей малой родине, а некоторые, уехав ранее в другие регионы в поисках лучшей жизни, сегодня возвращаются и целыми семьями устраиваются на работу на фермах «Мираторга». Поэтому тот факт, что сюда, в южную часть нашей области — Рославльский, Хиславичский, Монастырщинский, Починковский и Ершичский районы — возвращается жизнь, впервые после развала Советского Союза, когда были брошены и разрушены колхозы, совхозы, тот факт, что здесь вновь возделывается земля, люди получают работу — не измеряется никакими цифрами. Я считаю, что развитие этого бизнеса нужно максимально поддерживать. Налоги платятся здесь, люди получают работу здесь, и в итоге мы видим очень хороший пример взаимодействия со стратегическим для региона инвестором.

— Реализацию каких еще серьезных инвестиционных проектов в сельском хозяйстве Смоленской области мы можем ожидать в ближайшее время?

— Так исторически сложилось, что Смоленская область — это, в первую очередь, аграрный регион. В отличие от иных субъектов Федерации, Смоленщина не получила в наследство большой промышленный потенциал ни во времена Советского Союза, ни, тем более, в постсоветский период. Количество заводов, которые были в СССР на территории области, и те, что сохранились и работают сегодня, в сравнении с промышленным потенциалом наших соседей, ничтожно. Поэтому для администрации Смоленской области развитие аграрного сектора, привлечения инвестиций именно в эту сферу экономики — ключевой приоритет деятельности.

За четыре года работы нашей администрации мы привлекли значительный объем инвестиций, исчисляемый в миллиардах рублей, именно в агропромышленный комплекс. Это и растениеводство, и животноводство, и птицеводство.

У нас пока есть серьезные проблемы с развитием молочного производства и отчасти виной тому — уничтоженные предприятия, когда в результате мошеннических действий тысячи голов были забиты. Предприятие, например, тот же «Агрис» в Сычевском районе, было обанкрочено, у «Россельхозбанка» украдены миллиарды — и все это в комплексе привело к тому, что произошел резкий спад производства молока. Поэтому развитие молочного скотоводства я считаю сегодня приоритетом для нашего региона, для работы нашей администрации.

Что касается растениеводства, то здесь реализуется много проектов — это компания «Наша Житница», «Боброво», «Тропарево» и другие. В животноводстве — это «Золотая нива», «Кролъ и К» и многие другие инвесторы, кто занимается мясом и птицей. В Рославльском районе — индейка.

Для нас приоритетом, помимо развития молочного скотоводства, является, в том числе, и приход инвесторов в небольшие муниципальные образования: Монастырщинский, Ершичский, Ельнинский районы. Вот над этим мы работаем. Поэтому сейчас у нас подписано соглашение, в соответствии с которым в Монастырщине будет открыто производство, в Ершичах начнет работу «Мираторг». Вот так последовательно мы и в дальнейшем будем развивать область.

— В последнее время вновь говорят о возрождении производства льна, некогда важной для Смоленщины культуры, сейчас уже, наверное, ставшей легендарной. Что по этому поводу? Какие перспективы?

— Для нашей администрации льноводство — это также один из ключевых приоритетов в развитии сельского хозяйства. Есть славные традиции советского времени, когда Смоленская область была лидером по производству льна, и мы эти позиции собираемся возвращать. Кто–то скажет, что это слишком амбициозные планы, но они уже реализуются. На Смоленщине создан промышленный льняной кластер. У нас, первых и единственных в России, есть поддержка министерства промышленности и торговли, которое буквально недавно одобрило предложение Смоленской области по созданию масштабного льняного кластера на территории региона. Наверняка, найдутся те, кто скажет, что Смоленщина сейчас находится в аутсайдерах по многим направлениям. Но скептики и критики не говорят о том, что мы все чаще и чаще становимся лидерами.

Подчеркиваю: мы первые и единственные в стране, кого правительство в лице профильного министерства поддержало по развитию льноводства. На данный момент администрация уже подписала два соглашения — с компанией «Рослекс» и с компанией «Вологодчина». Мы рассчитываем в ближайшие годы значительно увеличить посевные площади льна, привлечь несколько миллиардов рублей инвестиций в развитие данного направления. А также делать то, что уже делается в Вяземском районе: переработку и выпуск продукции с добавленной стоимостью.

Кроме того, мы занимаемся рапсом. Эта культура очень хорошо растет на территории нашей области, смоленская земля наиболее оптимальна для выращивания рапса. Мы развиваем и это направление. Есть компания «Грейнлюкс», открывшая производство по переработке, и сейчас при нашей поддержке каждый год все больше увеличивающая посевные площади. В проект уже вложено полмиллиарда рублей, и в ближайшее время объемы средств будут увеличены. Есть и новые инвесторы, которые хотят заниматься льном, рапсом. Будем развивать активно эти две культуры, создавать рабочие места и, главное, помимо экономики, в сердцах смолян старшего поколения, тех, кто помнит славные традиции льна в Смоленской области в советский период, возрождать гордость за свою малую родину как за лидера по этому направлению в стране.

— Алексей Владимирович, когда мы говорим об инвестициях в сельское хозяйство, то, прежде всего, речь идет, конечно, о крупных предприятиях. А на что могут рассчитывать фермеры или, может быть, даже частные подворья? Здесь, наверное, все–таки больше речь может идти о помощи из бюджета.

— Мы активно совместно с Федерацией оказываем финансовую помощь инвесторам, причем, вне зависимости, мелкие это предприятия, средние или крупные. Объемы средств направляются разные, но поддерживаем хозяйства любого уровня. Есть федеральные и региональные программы субсидирования, также мы поддерживаем сельхозпроизводителей в рамках софинансирования федеральных программ, в каких–то случаях даем чисто региональную поддержку, и объем средств, которые мы направляем из бюджетов различных уровней на поддержку сельского хозяйства, с каждым годом растет. Как, кстати, и объем собственных денег инвесторов, которые они вложили в сферу сельского хозяйства: в 2015 году он вырос ровно в два раза по сравнению с 2014 годом. Это показатель доверия со стороны бизнес–сообщества, представители которого увидели, что в Смоленской области можно инвестировать средства, что вложенные деньги дают не только возврат, но и прибыль. Это значит, что в восприятии инвесторов как резидентов Смоленской области, местных сельхозпроизводителей, так и тех, кто приходит извне, меняется облик Смоленщины как той территории развития, куда можно реально вкладывать деньги. Мы поддерживаем и мелкие фермерские хозяйства. В прошлом году 119 таких хозяйств получили поддержку, потому что каждое из них производит продукцию на смоленской земле, создает рабочие места, платит налоги, улучшает общую экономическую ситуацию в регионе, позволяя тем самым администрации сохранять социальные обязательства перед смолянами, индексировать меры поддержки и каждый год их увеличивать.

— Вы лично, что называется, в ручном режиме контролируете процесс привлечения инвестиций в регион. С чем связано такое особое внимание к этому направлению?

— Вы знаете, я бы не преувеличивал мою роль как главы региона в так называемом ручном управлении по привлечению инвестиций. К сожалению, мне, действительно, приходится заниматься в ручном режиме многими процессами в регионе, но по поводу инвестиций я бы так не сказал. Мною в администрации региона создана хорошая молодая команда амбициозных людей. Это сотрудники департамента инвестиционного развития, корпорации инвестиционного развития, нашего представительства при правительстве Российской Федерации, и они единой командой занимаются привлечением инвесторов. Другое дело, что для любого инвестора, который вкладывает значительные средства в экономику субъекта, все–таки личная позиция главы региона, его личные гарантии более важны. Поэтому я, естественно, сам встречаюсь со всеми инвесторами, подписываю соглашения, даю гарантии по развитию бизнеса.

В рамках сопровождения проектов работают мои подчиненные, главы муниципальных образований, кто–то менее успешно, кто–то более успешно, но вообще это направление активно идет, не сбавляя оборотов. Для всех инвесторов, независимо от того, в какой регион они приходят, в том числе, и в Смоленскую область, важен еще и период работы той или иной команды. То, что в прошлом году, благодаря доверию смолян, благодаря доверию президента я был избран главой региона на пятилетний период, то, что администрация области под моим руководством будет работать и руководить регионом еще как минимум четыре с лишним года, — это тоже очень хороший знак для тех инвесторов, которые приходят сегодня. Они понимают, что на период становления их бизнеса в регионе будет та власть, которая гарантирует им благоприятный инвестиционный климат, готова к сотрудничеству и предоставляет реальную поддержку.

© Группа ГС, Ltd. All rights reserved.

При перепечатке материалов обязательна активная ссылка http://smolensk-i.ru/147/02