#2 (293)
26 Февраля 2024

«Спасибо, что есть жизнь»

Екатерина Сидоренко

Главная тема

В Смоленск вновь прибыл «Поезд Победы». За таблеткой для искалеченной памяти смоляне стали приходить с самого утра. С интересом осмотреть (уже в третий раз!) экспозицию передвижного исторического музея отправились и мы.

По кромке льда с трещинками из–за частых перебежек посетителей вокзала на морозе пробираюсь к единственному стоящему составу. Интерес к выставке «Поезда Победы» обусловлен ростом у населения потребности в изучении истории своей родной страны. В ТОПе поисковых запросов и трендах популярных видеохостингов сейчас оказались не звёздная хроника, не скандалы и даже не аресты «инфоцыган».

Новые выпуски уроков истории, например, от Сергея Минаева, за день могут «взлететь» на сотни тысяч просмотров. Получается, чем больше желающих переписать историю нашей страны, тем больше желающих узнать, как оно было на самом деле. Со скрежетом, как в залежавшейся с бабушкиной молодости чугунной кофеварке, всё начинает становиться на свои места.

Сегодня наш волонтёр — Саша, ему 13 лет. «Волонтёрить» он начал в 2018 году, а затем в это дело втянулась вся семья — сестра и родители. Сам мальчик считает, что приезд «Поезда Победы» — знаковое для смолян событие, поскольку многие вехи Великой Отечественной войны связаны кровью с героями фронта и тыла Смоленщины. Кажется, посыл авторов экспозиции созвучен со словами Александра Твардовского: «Кто прячет прошлое ревниво, тот вряд ли с будущим в ладу».

Именно так.

Не забыть, не дописать или, что страшнее, зачеркнуть и вписать желаемое. А лелеять в памяти, как бы ни было страшно и жутко оглядываться на прошлое своего народа, попавшего в свинцовые рукавицы захватчиков. Помнить и хранить подвиг всех, кто «умирал, но не сдался».

Вместе с Сашей мы заходим в уже знакомый состав. Передвижной музей Великой Отечественной войны с уникальной экспозицией останавливается в городе–герое уже не в первый раз.

Созданный как заключительная часть празднования Года Памяти и Славы, он впервые приехал в Смоленск осенью 2020 года. Город–герой всегда бы в маршрутном листе поезда: остановки для смолян организаторы делали и в период пандемии, и после начала СВО.

Тогда, в 2022 году, к экспозиции ВОВ добавили отдельный вагон с плашкой «18+» из–за его наполнения — внутри были собраны документальные свидетельства украинского неонацизма, с которыми ведут бой российские военнослужащие прямо сейчас.

В этот раз почитать заголовки про «хорошего русского – мёртвого русского», посмотреть на свастику на бархатной подушке и календарь с «памятными» датами смерти боевиков не удалось. Экспозицию изменили, мало кого из россиян уже можно удивить нацистским сумбуром с «той стороны».

Тогда это было трудно переварить — всё описанное выше действительно находили российские военные в освобождённых городах и сёлах. А теперь трясти перед носом «Сказками украинского Талибана*» нет нужды: кажется, розовые очки уже давно и с дребезгом разбились, упав даже с самых неверующих. Так что теперь завершает экскурсию Нюрнбергский процесс — главный судебный процесс 20–го века, в ходе которого СССР впервые представила мировой общественности доказательства бесчеловечных преступлений фашистской Германии.

Путь до Нюрнберга (как и в прошлые разы) пролегает через девять вагонов разной тематики — вот довоенная пора, студенты, рабочие, врачи, взрослые, дети — все заняты своими делами: кто–то знакомится с попутчиками, кто–то кормит ребенка, читает газету или играет на баяне. Важный акцент: лица «Поезда Победы» — смуглые или фарфорово–бледные, пухлые и остроносые — это всё лица разных народов СССР. Именно единство народа стало ключом к победе над врагом.

Одним из первых в первый день работы «Поезда Победы» экспозицию посетил Герой России Гасан Наджафов. Он родился в Азербайджанской ССР и 35 лет посвятил службе в ВС РФ.

Проходя вагоны с обороной Брестской крепости, он останавливается, замирает, будто воскрешая в памяти то, через что ему самому пришлось пройти. А за плечами Гасана Наджафова чеченский конфликт: на подступах к Грозному в составе группировки войск «Север» он получил приказ выбить боевиков из укрепленного района на Теркском хребте.

Он сумел вывести свои подразделения в «просвет» между укреплениями боевиков, а затем и вовсе силами своего батальона очистил оборонительные позиции, выбив противника с хребта.

«За мужество и героизм, проявленные в ходе контртеррористической операции на территории Северо–Кавказского региона, Указом Президента Российской Федерации от 27 июня 2000 года гвардии майору Наджафову Гасану Раджаб оглы присвоено звание Героя Российской Федерации», — говорит нам хроника.

«Вот бы такую экспозицию сделали и с нашими ребятами на СВО! Вот это было бы правильно», — говорит Герой России.

И я его понимаю.

В действительности хочется, чтобы таких передвижных музеев стало как можно больше: с помощью визуальных помощников и аудиогидов каждый может пройти путь героев и максимально прочувствовать себя участником событий. В некоторых вагонах такая глубокая вовлечённость (почти иммерсивность) посетителя может вызвать целую бурю эмоций: улыбка из первого вагона резко спадает с губ, уголки начинают дрожать на входе в «Концлагерь», да и вагон–баня будто бы нужен уже именно тебе — отмыться от увиденного ужаса.

«А я всё это своими глазами видела», — в последнем, победном, вагоне мы пересекаемся с группой ветеранов, которых пригласили на первую экскурсию по поезду. Хрупкая женщина не может унять дрожь в голосе, руками она цепляется за спутницу (хотя ей и самой нужен платок). По цепочке глаза сыреют у всего вагона. Плаксивой вереницей выходим из «Поезда Победы» на улицу.

А за стенами вагонов хорошо. Нет гнетущих решёток, свалки снятых с погибших ботинок и очков. Нет слёз и боли. Есть солнце, мороз, который участливо щиплет за щеку. Есть жизнь.

Спасибо, что есть жизнь.

 

* запрещенная в России террористическая организация

© Группа ГС, Ltd. All rights reserved.

При перепечатке материалов обязательна активная ссылка http://smolensk-i.ru/293/02