Людмила Маркелова: «Практически всё начиналось именно у нас»
Светлана Савенок
Медицина
История старейшей больницы Смоленска.
Клиническая больница №1 — старейшее лечебное учреждение Смоленска. История ее создания уходит в 1866 год, когда богоугодное заведение, располагавшееся на Покровской горе и состоявшее из лечебницы на 80 мест и отделения для 30 душевнобольных, было передано в ведение земства. Так в Смоленске появилась губернская земская больница, ныне — Первая клиническая больница.
В апреле 1917 года земство было распущено, а больница перешла в ведение Комиссариата народного здравоохранения. Тем не менее, в основу нового здравоохранения лег тот немалый опыт, который был накоплен здесь за годы земской медицины.
Уже в годы советской власти на базе больницы организовываются клинические кафедры медицинского факультета Смоленского государственного университета. Больница электрифицируется, оснащается рентгеновскими аппаратами, физиотерапевтическим, лабораторным оборудованием и операционными столами.
Клиническая больница №1 всегда была и остается одним из лидеров в деле оказания медицинской помощи смолянам. Сегодня она имеет ряд уникальных, не имеющих аналогов, отделений.
О славном прошлом и настоящем больницы, о ее роли в развитии здравоохранения Смоленской области мы поговорили с исполняющей обязанности главного врача Людмилой Маркеловой.
— Людмила Николаевна, ваша больница — старейшая в Смоленске. И когда проходишь по всей ее территории сейчас, где расположено множество корпусов, в том числе, современный перинатальный центр, сложно поверить, что в 1866 году всё начиналось с каменного двухэтажного здания земской больницы, медперсонал которой состоял всего из двух врачей…
— В 2016 году наша больница отметила свой юбилей — 150 лет. И начиналось всё именно так скромно. Существенный импульс развитию больницы дал выдающийся хирург Сергей Александрович Александров, который положил начало хирургической помощи в нашей больнице на Покровской горе и качественно изменил ситуацию. К моменту назначения в Смоленск у Сергея Александровича уже был богатый опыт практический работы. И он всегда следил за развитием медицинской науки. Хорошо зная немецкий и французский языки, он выписывал иностранные медицинские журналы, несколько раз предпринимал поездки за границу в ведущие клиники. Следил за тем, чтобы врачи больницы также следили за новостями медицины, обеспечивал им возможность научных командировок во Францию, Германию. Он не только делал несколько сотен гинекологических операций в год, но и занимался научной работой, публиковал статьи в научных журналах, принимал активное участие в Пироговских съездах, Российских съездах хирургов и Смоленских губернских съездах земских врачей.
Для нас крайне важно, что помимо всего этот прекрасный хирург–гинеколог был и отличным организатором. Став главным врачом смоленской губернской земской больницы, он лично подбирал основной состав сотрудников. На должности врачей и заведующих отделениями пришли молодые, способные люди, большей частью выпускники Московского университета.
Примерно в то же время заведовать хирургическим отделением больницы был приглашен Сергей Иванович Спасокукоцкий (впоследствии ставший академиком). Как позже отмечалось, Александров и Спасокукоцкий «быстро преобразовали до них старую дореформенную больницу, внося в работу новое современное эпохе содержание». Благодаря им больница на Покровской горе приобрела широкую популярность не только среди населения губернии, но и в широкой среде русских хирургов, приезжавших издалека в Смоленск для учебы. Тогда же в нашей больнице началась и педагогическая деятельность. Многие из тех, кто учился у корифеев в нашей больнице, стали впоследствии известными врачами и учеными.
— Первая клиническая входит в тройку ведущих больниц Смоленска и Смоленской области. И без преувеличения можно сказать, что КБ №1 была в прямом смысле первой по многим направлениям, которые сейчас с успехом применяются в смоленской медицине. Многое начиналось именно здесь, у вас.
— Да, действительно, многое начиналось в нашей больнице. К примеру, рентгенэндоваскулярная хирургия. Первая клиническая больница была единственным местом в Смоленске, где делали ангиографические исследования. К сожалению, после того, как практически все наши отделения в пандемию были перепрофилированы на борьбу с коронавирусной инфекцией, мы это направление утратили, помощь больным с сердечно–сосудистой патологией организована на базе ОГБУЗ «КБСМП» и на базе ОГБУЗ «СОКБ».
— О борьбе с ковидом и роли Клинической больницы №1 в этом деле мы еще поговорим. Хочу продолжить тему уникальных отделений, они же остались в вашей больнице. К примеру, отделение гемодиализа — аналогов нет.
— Совершенно верно. Наше нефрологическое отделение с гемодиализом — единственное в области государственное отделение с круглосуточным пребыванием пациентов. Его главная задача — оказание помощи тяжелобольным людям, возвращение их к полноценной жизни. У нас развернуто 10 стационарных коек для больных с хронической почечной недостаточностью. Кроме того, здесь находятся больные, которым мы формируем сосудистый доступ для дальнейшего проведения гемодиализа в условиях дневного стационара. Также проводится гемодиализ пациентам с хроническими заболеваниями в период их обострения.
— Инфекционное отделение тоже только у вас?
— В крупных ЦРБ развернуты малокомплектные инфекционные отделения, но все пациенты с тяжелой инфекционной патологией госпитализируются в инфекционные отделения нашего учреждения.
Людмила Маркелова: «На нашей базе был создан первый в Смоленске инфекционный госпиталь для лечения пациентов с новой коронавирусной инфекцией»
— А вот теперь о пандемии. Когда это случилось, именно вы оказались на передовой.
— Да, действительно, наше лечебное учреждение приняло на себя всю нагрузку эпидемии. На нашей базе был создан первый в Смоленске инфекционный госпиталь для лечения пациентов с новой коронавирусной инфекцией. У нас были перепрофилированы все корпуса, развернуто 540 коек. То есть, вся больница кроме перинатального центра оказывала помощь пациентам с ковидом.
— Как организовывалась помощь и лечение? Это все проходило, когда еще никто ничего не знал.
— На тот момент это было совершенно новое инфекционное заболевание, с которым человечество столкнулось впервые. В первый период подъема заболеваемости наши сотрудники прошли онлайн учебу, министерством здравоохранения выпускались методические рекомендации, которые изучались, и на основании данных рекомендаций мы лечили пациентов. В связи с новыми наработками по диагностики и лечению менялись и методические рекомендации, которые мы использовали в своей работе. Постоянно совершенствовали свои знания в онлайн–семинарах.
— Получается, весь персонал переквалифицировался вне зависимости от отделения, где они работали?
— Так всё и было. Все стали врачами–специалистами для лечения пациентов с коронавирусом.
— Вопрос — «согласен — не согласен» такой–то сотрудник больницы идти работать в красную зону — не стоял?
— Нет, не стоял. Я хочу, пользуясь случаем, выразить огромную благодарность нашему коллективу, все сплотились и работали. За работу с больными НКВИ сотрудники были награждены правительственными наградами: орденом Пирогова — 6 человек, медалью Луки Крымского — 9 человек, были почетные грамоты и благодарственные письма президента РФ. Церковь не обошла своим вниманием вклад наших медиков, награждала наших сотрудников почетными грамотами епархии и почетным знаком Смоленской области «За исцеление и милосердие».
— Во время ковида вы плотно работали с епархией? Приходили ли священнослужители в отделения?
— Некоторые пациенты изъявляли желание исповедоваться, и тогда к ним в палаты приходили священники. А на Рождество и Пасху пациентов лично посетил митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор.
— Были ли потери среди персонала, который работал в красной зоне?
— К сожалению, выйти без потерь из того сражения со смертельно опасной инфекцией не получилось — один наш сотрудник умер в самом начале эпидемии. Остальные переболели и выздоровели.
Новый перинатальный центр начал работу в ноябре 2018 года. Он рассчитан на 130 мест. Здесь оборудовано 12 индивидуальных родильных залов, где созданы все условия для «партнёрских» родов
— Еще одно уникальное направление, которым занимаются в вашей больнице — пульмонология. У вас же и кафедра здесь есть?
— Да, профессор Пунин Александр Алексеевич руководит кафедрой факультетской терапии и Респираторным центром для взрослых, который был создан летом этого года. В Респираторном центре концентрируются наиболее сложные, в том числе, паллиативные пациенты, требующие респираторной поддержки. В больнице имеется единственное среди городских лечебных учреждений пульмонологическое отделение, есть амбулаторный прием врача–пульмонолога, где ведут прием специалисты кандидаты медицинских наук, имеющие большой опыт работы с самыми сложными пациентами.
— Еще одно отделение, у которого нет аналогов в Смоленске — отделение иммунологии и аллергологии. Расскажите о нем подробнее.
— На базе нашей больницы функционирует областной центр аллергологии и иммунологии под руководством врача высшей квалификационной категории Елены Владимировны Волковой. Центр состоит из двух подразделений — амбулаторный прием и стационарное отделение, где оказывается специализированная помощь детям и взрослым с аллергическими заболеваниями и нарушениями иммунитета. Это атопическая бронхиальная астма, отек Квинке, острые токсико–аллергические реакции, анафилактический шок, аллергический ринит, атопический дерматит, крапивницы, пищевая и лекарственная аллергии, иммунодефициты врожденные и приобретенные.
В последнее время ведется совместная работа с сотрудниками перинатального центра по выявлению первичных иммунодефицитов, а также по оказанию специализированной медицинской помощи и диспансерного наблюдения пациентов с иммунодефицитом. В последние годы активно внедряется терапия тяжелых форм аллергических заболеваний с применением генно–инженерных биологических препаратов.
— Людмила Николаевна, то, что современный перинатальный центр решили строить именно на базе клинической больницы №1, связано ли с тем, что здесь находилась кафедра, которую возглавлял Александр Николаевич Иванян — легенда смоленской медицины?
— Да, конечно, это сыграло ключевую роль. Александр Николаевич — крупный ученый в области акушерства и гинекологии и совершенно уникальный человек. Здесь впервые в Смоленской области он организовал кафедру по профессиональной подготовке и переподготовке врачей специалистов акушер–гинекологов. Является автором многих научных статей и методических пособий. Был членом научного совета РАМН министерства здравоохранения РФ. В настоящее время возглавляет кафедру его ученица Густоварова Татьяна Алексеевна.
— В больнице были и есть еще легендарные доктора, которых смоляне помнят, знают и любят. Давайте поименно о них.
— Если мы говорим о «легендах», не могу не назвать Раису Яковлевну Мешкову, которая ранее возглавляла работу центра иммунологии и аллергологии, она организовала этот центр. В настоящее время Раиса Яковлевна продолжает свою деятельность заведующей кафедрой аллергологии и иммунологии, помогая практическому здравоохранению. Заведующий хирургическим отделением Алибегов Расул Абакарович, внедрил методики лапароскопических резекций печени, желудка, толстого кишечника, панкреатодуоденальную резекцию. Не могу не упомянуть любимого детского доктора Грибко Татьяну Викторовну, которая много лет отдала оказанию медицинской помощи новорожденным детям Смоленской области.
— Сколько всего человек работает в больнице?
— В учреждении работают 1268 сотрудников.
— На скорой помощи больных доставляют по маршрутизации. Ваша больница тоже в этой системе?
— На базе нашего учреждения развернуто первичное сосудистое отделение для лечения больных с острым нарушением мозгового кровообращения, по маршрутизации к нам поступают пациенты из Заднепровского района города Смоленска, Краснинского и Смоленского районов. Из этих же районов оказывается экстренная и плановая хирургическая помощь.
— По перинатальному центру мы не поговорили. Коснулись лишь истории его создания на вашей базе. Тем не менее, в перинатальном центре уникально буквально всё, начиная от того, что прямо здесь создано отделение ЗАГС для регистрации новорожденных.
— Наш перинатальный центр начал работу в ноябре 2018 года. Он рассчитан на 130 мест: 50 из них — отделение патологии беременных, 50 коек для совместного пребывания матери и ребенка, 30 коек второго этапа выхаживания новорожденных и недоношенных детей. Здесь оборудовано 12 индивидуальных родильных залов, где созданы все условия для «партнёрских» родов. В условиях перинатального центра созданы уникальные отделения, такие как медико–генетическая консультация (МГК) и отделение вспомогательных репродуктивных технологий, отделение катамнестического наблюдения за детьми с перинатальной патологией и детьми до 3 лет.
Основная задача МГК — наблюдение и лечение пациентов с наследственными врожденными заболеваниями. На базе МГК проводятся скрининги врожденной наследственной патологии беременным Смоленской области. С 1 января 2023 года МГК включилась в работу, как и везде в стране, по внедрению расширенного неонатального скрининга новорожденным детям. В единственном государственном отделении вспомогательных репродуктивных технологий нашими специалистами на сегодняшний день достигнуты российские показатели эффективности проведения ЭКО около 30%.
— А вообще ЭКО насколько сложный процесс?
— Этот процесс состоит из нескольких этапов. На одном из этапов выращивается эмбрион, который затем подсаживают в полость матки для его дальнейшего внутриутробного развития.
Процедуру ЭКО в перинатальном центре можно пройти не более двух раз в год
— Насколько велика там очередь?
— Все обращающиеся супружеские пары своевременно получают необходимую медицинскую помощь.
— Безобидная ли это процедура для организма женщины?
— Процедуру ЭКО можно пройти не более двух раз в год, так как стимуляция, проводимая в процессе ЭКО, не безразлична для женского организма.
— Людмила Николаевна, вы сколько лет в этой больнице работаете?
— Девятнадцать лет. До этого 17 лет проработала участковым врачом–терапевтом в ОГБУЗ «Поликлиника №8», еще два года в той же поликлинике — заместителем главного врача, а с 2004 года работаю в больнице заместителем главного врача по медицинской части.
— Понятно, что за эти годы вы повидали немало, и медицинский опыт, наверное, оставляет мало шансов для того, чтобы удивляться чему–то. Тем не менее, был ли какой–то случай в больнице, который вас удивил?
— Сразу вспомнила случай, который произошел во время пандемии. Поступила женщина с диагнозом новая коронавирусная инфекция, с поражением легочной ткани 80 процентов, в возрасте 98 лет. Казалось бы, по всем законам она была обречена. Так вот, мы ее вылечили! Она была всем сотрудникам очень благодарна.
— Насколько охотно студенты идут к вам работать?
— Многие абитуриенты заключают договор с учреждением и после окончания вуза приходят к нам работать. В этом году пришло 2 врача, в следующем — еще 4 доктора, с которыми заключены договора.
— Дефицит врачей остается?
— Да. Не хватает реаниматологов, акушеров–гинекологов, инфекционистов, педиатров. Большой дефицит среднего персонала: постовых, процедурных и операционных медсестер, акушерок, лаборантов. После прохождения практики в нашем учреждении часть студентов медицинского колледжа приходят к нам на работу.
— Кто–то из ваших врачей подрабатывает в коммерческих центрах. Казалось бы, там они получают больше при меньших трудозатратах. Тем не менее, отсюда не уходят.
— Они преданы своей больнице, здесь выросли и как специалисты. Это их второй дом! Были случаи среди молодежи, когда уходили, но возвращались. У нас очень дружный, сплоченный коллектив. Я горжусь каждым из них!