Михаил Яковлев: «Дела прошлых лет лёгкими не бывают»
Закон и порядок
Один из лучших смоленских криминалистов СК — о раскрытии страшных преступлений «нулевых» и минувшего десятилетия, сложностях работы, «старых–добрых» методах и навыках в быту.
О раскрытии громких дел прошлых лет мы поговорили с одним из лучших следователей-криминалистов отдела криминалистики следственного управления Следственного комитета России по Смоленской области Михаилом Яковлевым.
В частности, старший лейтенант юстиции напомнил нашему изданию жуткие подробности изнасилования и убийства девочки-подростка в 2004 году в Верхнеднепровском Дорогобужского района Смоленской области и рассказал о том, как удалось привлечь к ответственности этого нелюдя.
Фигурант дела (по информации нашего издания, его фамилия может быть Киселёв) — из обычной семьи, однако попадался на правонарушениях. В тот роковой вечер он выпил и решил совершить задуманное. Смолянин надругался над жертвой в небольшом сквере недалеко от школы, а после, желая уйти от ответа по закону, ножом нанёс девочке больше 10 колото-резаных ран.
Позже она скончалась в медучреждении. Спустя время душегуб вновь стал на «скользкую дорожку», совершая злодеяния имущественного характера. Мама убитой, не выдержав страданий из-за мучительной гибели своей дочери, умерла.
На след — по капле крови
Изначально дело находилось в архиве тяжких и особо тяжких преступлений, ещё до реформирования прокуратуры и образования Следственного комитета России.
Преступление сразу привлекло внимание смоленских криминалистов, так как по своему характеру было дерзким, поэтому соответствовал подход к расследованию. Руководитель регионального управления СК Анатолий Уханов провёл совещание с привлечением сотрудников аппарата областного УМВД, была создана межведомственная аналитическая группа.
Первым вещественным доказательством стала капля крови душегуба на одежде жертвы (несовершеннолетняя активно сопротивлялась, её крики слышали жильцы окрестных домов). По нему выявили совпадение ДНК с уникальным «следом» местного жителя. Оперативники установили его анкетные данные и место жительства. Подозреваемый сперва отрицал свою причастность, но после дополнительных молекулярно-генетических экспертиз в столичном специализированном центре СК удалось установить дополнительные следы ДНК, в том числе иных биологических жидкостей на других предметах одежды изнасилованной и убитой девочки-подростка.
В итоге удалось доказать, что подозреваемый в примерное время, когда произошло преступление, находился именно в окрестностях того злополучного места, причём, его видели жители посёлка. Мотивов, «подогретых» алкогольным опьянением, было несколько, в том числе сексуальный. Смерть жертвы, несмотря на множество страшных ножевых ран, была не мгновенной — она скончалась через несколько часов в больнице. Позже, не вынеся случившегося, ушла из жизни её мать.
Рецидивист, за минувшие годы совершив несколько преступлений против личности (менее тяжкие, без летальных исходов) и собственности, зная на несколько шагов вперёд «приёмы» на допросах и процессуальные действия, сейчас всё же пошёл на сотрудничество со следствием. Дело уже рассматривает Дорогобужский райсуд; фигурант заключён под стражу в СИЗО.
Смоленский криминалист провёл аналогию с самым запомнившимся ему уголовным делом – одним из первых в своей карьере и весьма сложным, возбуждённым за убийство при так называемых неочевидных обстоятельствах, когда подозреваемый также вёл себя витиевато и скрывал совершённое, но в итоге следователю удалось его грамотно «расколоть».
«Обмотала голову и шею умиравшего скотчем»
Ещё одно хладнокровное убийство, в раскрытии которого участвовал наш собеседник, – восьмилетней давности, в одном из дачных посёлков Смоленска.
Совершившая его жительница Подмосковья, которая тогда вела бродяжнический образ жизни и фактически случайно оказалась в Смоленске, целенаправленно убила старшего по возрасту местного жителя, позвавшего иногороднюю к себе в гости. Об умышленном характере деяния свидетельствует тот факт, что преступница обмотала голову и шею жертвы клейкой лентой, а потом добила, задушив верёвкой. Именно на скотче следователи обнаружили биологические следы и ДНК-профиль женского пола, позволившие раскрыть дело.
«Их направили на проверку по федеральной базе данных, показавшую совпадение. Подозреваемую, ранее осуждённую за кражи в Московской области (следы у неё взяли в пенитенциарном учреждении, после вынесения одного из приговоров), установили и задержали в Раменском. Прямого мотива убийства, кроме неприязненного отношения из-за ссоры со смолянином, она не назвала, пояснив лишь, что в то время вела разгульный, откровенно аморальный образ жизни, злоупотребляла спиртным. После содеянного она в тот же день покинула наш город», — уточнил Михаил Яковлев.
Признанная судом виновной – воспитанница детского дома. В отличие от верхнеднепровского убийцы и насильника, она не стала препираться на допросах в Смоленске, а быстро раскаялась. В этом случае, как и в предыдущем описанном деле, срок давности злодеяния не истёк.
«Все дела прошлых лет лёгкими не бывают, так как они уже были один раз, можно сказать, «нераскрытыми». Анализируя любое дело, раскрытое нами за последнее время, каждое можно смело отнести к категории сложных. Вообще, лёгких дел по сути нет, ведь мы, определяя причастность подозреваемого к тому или иному преступлению, особенно тех, кто впервые серьёзно нарушил закон, по сути определяем их дальнейшую судьбу», — подчеркнул следователь из Смоленска.
«Самые лучшие, самые опытные»
Михаил Яковлев добавил, что в рамках совместной работы смоляне наладили взаимодействие со «старшими» коллегами из главного управления криминалистики Следственного комитета, регулярно приезжающими в нашу область для оказания помощи в расследовании особо сложных дел, обмена опытом.
Среди таких «умельцев», которых нет в Смоленске, специалисты по активизации памяти опрашиваемых потерпевших, свидетелей и фигурантов с помощью особых засекреченных психологических методов. Есть и сотрудники центрального аппарата СК, задействованные в психофизиологических исследованиях с помощью «детектора лжи», которые помогают проверить и дополнить взятые в регионах показания на полиграфах.
Соревновательный элемент в работе следователей вообще и криминалистов в частности отсутствует как факт – все нацелены на единый результат, а именно на 100%-е расследование дела особенно тяжких и особо тяжких.
В смоленском региональном управлении СК рассказывают, что криминалистами становятся самые лучшие, самые опытные следователи из отделов Смоленска, районов области с достижениями в расследовании дел, и именно они, обладая достаточными знаниями и постоянно расширяя свой кругозор, берут на себя подчас самую сложную работу.