Спас Смоленский в Спасской башне Московского кремля
Алексей Гурзов
История
Знаменитая Спасская башня — знакомый многим символ Кремля. Она была поставлена в 1491 году на месте Фроловской башни белокаменного Кремля XIV века и носила то же название до 1658 года, когда получила свое нынешнее имя по находившемуся над ее воротами образу «Спас Смоленский». Эта икона, скрытая в советское время, была восстановлена в 2010 году.
Обретена в 2009 году при последней реставрации башни под толстым слоем штукатурки, нанесенной на икону в 30–х гг XX века и восстановлена.
«Спас Смоленский» — иконографический тип изображения Иисуса Христа, в котором Спаситель представлен в типе «Вседержитель»: фронтально, в рост, с благословляющей правой рукой и держащий в покровенной левой руке Евангелие. К Его ногам припадают в молении преподобный Сергий Радонежский слева и преподобный Варлаам Хутынский справа. В верхней части композиции слева и справа от Христа располагаются ангелы с орудиями страстей.
Изображение Христа в рост, с раскрытым Евангелием и припадающим к Его ногам святыми принято называть «Спас Смоленский». Содержание текста Евангелия передает прощальную беседу Христа с учениками.
История возникновения этого иконографического типа связана с событиями русско–литовской войны 1512–1522 гг. В 1514 году на праздник Происхождения честных древ Креста русское войско овладело занятым неприятелем Смоленском. В 1521 г. возникла новая опасность: подстрекаемый польским посланником хан Магмет–Гирей направился к стенам Кремля.
В Вознесенском монастыре Кремля находилась слепая инокиня, которой было видение, как собор московских святителей с иконой Владимирской Божией Матери уходит из города через Фроловские ворота, и лишь после заступничества препп. Сергия Радонежского и Варлаама Хутынского святители возвращаются обратно. В тот же день пришло известие, что Магмет–Гирей, опустошивший московское княжество, ушел от стен Москвы.
В память этого события в нише восточной (внешней) стены Фроловской башни было выполнено изображение Христа с припадающими Сергием и Варламом и ангелами, несущими орудия Страстей. Башня стала называться Спасской, а образ Христа получил название «Спас Смоленский».
Спасские ворота столетиями считались главным церемониальным въездом в Московский Кремль. Через них в Кремль въезжали российские самодержцы для священного обряда венчания на царство, начиная с Михаила Федоровича и заканчивая Николаем II. Через них шли кремлевские крестные ходы, выносили святые иконы и мощи к храму Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву во время больших церковных праздников.
Здесь же в прежние века проходила церемония «шествия на осляти» с участием русского государя и Патриарха. Оно начиналось в Успенском соборе на Соборной площади Московского Кремля и завершалось в Покровском соборе, что на Рву, после чего Святейший Патриарх поднимался на гульбище Спасской башни, освящал воду и кропил ею кремлевские стены.
Через Красную площадь и Спасские ворота доставляли в Кремль особо почитаемые святыни: образ Богоматери из Владимира, иконы Спаса Нерукотворного из Вятки и Благовещения Богородицы из Великого Устюга.
Много веков Московский Кремль оставался для русского народа православной монастырской святыней. Входить в Спасские ворота можно было лишь пешком и с непокрытой головой. А тех, кто, проходя ворота, не снимал шапки, народ заставлял класть пятьдесят поклонов перед надвратной иконой Спаса Смоленского, установленной над проездной частью Спасской башни со стороны Красной площади.
В 1648 году обычай обнажать голову в Спасских воротах был закреплен законодательно указом царя Алексея Михайловича Тишайшего. Практика эта распространялась на все сословия вне зависимости от родовитости и чинов. «Ломал шапку», то есть обнажал голову перед образам Спаса Смоленского на Спасской башне, и сам государь всея Руси.
Старая смоленская дорога длинною в 400 верст начиналась у Николы Верхнего — то есть от иконы Святого Николая Никольских врат смоленской крепостной стены, и заканчивалась на Красной площади Москвы перед образом Спаса Смоленского Спасских врат Московского Кремля.
История, наша Святая История, в том числе и Земли Смоленской, о сём надо знать и помнить…