Чего ждать от последней «пятилетки» Островского
Светлана Савенок
Власть
Что задумал Алексей Островский и в чём особенности последнего срока его губернаторских полномочий?
По действующему законодательству предстоящие пять лет для Алексея Островского на посту главы Смоленской области — последний губернаторский срок. В этой связи вполне уместен вопрос: «Чего ждать от этой последней «пятилетки» Островского»? И, учитывая, что после выборов прошло уже достаточно времени для того, чтобы понять основные тенденции завершающей «пятилетки», мы решили «дойти до самой сути», расставить точки над «i», а заодно развеять мифы и заблуждения, тиражируемые на анонимных каналах.
От первого лица
Главная ошибка анонимных «аналитиков» — они утверждают, что, победив на выборах и заручившись поддержкой смолян на третий губернаторский срок, Островский уже решил свою сверхзадачу — «избрался», и теперь ему можно «расслабиться». Мол, раз всенародные выборы в Смоленской области ему больше не грозят, можно просто «досидеть» губернатором эти пять лет «в режиме лайт» и не «париться».
Слабым звеном данной логики третьего срока Островского на посту главы является абсолютная ложная цель, приписываемая смоленскому губернатору.
Если же говорить серьезно о главной задаче, которую Алексей Островский поставил себе, занимая пост главы Смоленской области еще в 2012 году, — это эффективная работа на этом посту весь период полномочий. И то, что этот период будет долгим и очень непростым (учитывая специфику региона), он ни минуты не сомневался еще тогда. Собственно, об этом он сразу открыто заявил автору этих строк в одном из первых же интервью.
Я напомнила Алексею Владимировичу об этом в ходе недавней нашей беседы после победы на выборах и спросила, каким он видит свое политическое будущее после этого (третьего) губернаторского срока. Вот его ответ:
«Еще одного губернаторского срока после нынешнего уже не получится, действующее законодательство не позволяет. Поэтому ближайшие пять лет — это завершающий период моих полномочий в качестве губернатора Смоленской области. Что касается моего будущего, (…) когда я закончу работать главой Смоленской области, мне исполнится 49 лет. Для продолжения карьеры — это оптимальный возраст и я еще смогу много сделать полезного для страны и людей, с учетом имеющихся опыта и знаний. Но считаю некорректным и неправильным рассуждать сейчас на эту тему. Как я уже говорил, за ближайшие пять лет мне необходимо очень многое сделать для улучшения качества жизни смолян. Чтобы своей работой и ее результатами показать людям, что они не зря поверили в меня, трижды доверив право руководить регионом. А также показать руководству страны, сколько всего полезного и нужного сделано за эти годы в регионе при моем руководстве».
И совершенно очевидно, что Островскому крайне важен результат работы третьего срока. Ничуть не меньше двух предыдущих. Все остальные измышления на сей счет — лукавство.
Островский точно не намерен «ослабить вожжи». Сразу же после выборов он дал понять всем, что и сам настроен «пахать с удвоенной силой», и от команды своей будет требовать того же.
Главный ориентир — ожидания смолян
На первом же рабочем совещании с новым составом администрации области губернатор Островский ставит перед своими заместителями стратегическую задачу: разработать планы работы на ближайший пятилетний период.
При этом глава региона делает акцент на том, что пятилетние планы развития всех сфер жизнедеятельности (от дорожного строительства до внедрения новых IT–технологий) в обязательном порядке должны содержать решение тех проблемных вопросов, которые были подняты в ходе «прямых эфиров» с жителями, рабочих поездок в муниципалитеты и встреч со смолянами. И в обязательном порядке — учитывать предложения инициативных центров, идея создания которых в каждом муниципальном образовании принадлежала областному Совету ветеранов и была реализована при действенной поддержке Алексея Островского.
То есть, мы видим, что главным стратегическим партнером для Островского по–прежнему остается население региона.
Видим, что все те предвыборные встречи и «прямые эфиры» — это был не просто обязательный «предвыборный гон», это была искренняя заинтересованность главы региона в решении главной для него задачи на этом посту (и он не устает это повторять): сделать жизнь смолян лучше.
Для Островского с самого начала и по сей день принципиально важно, чтобы все приоритеты региональной социально–экономической политики опирались на народные ожидания.
И можно не сомневаться, что все те поручения, которые он давал профильным вице–губернаторам и главам муниципальных образований в период предвыборной кампании, будут исполнены.
Что касается планов на «пятилетку», на прошлой неделе прошла презентация первого из них, который касается системы образования.
В приоритете — обеспечение 100%–ной доступности дошкольного образования для малышей до трёх лет и ликвидация второй смены в школах.
И если в предстоящие пять лет администрация Островского решит эту задачу, это будет результат, которым он действительно сможет гордиться. Восстановить то, что было бездумно уничтожено в лихие 90–е (когда продавалось всё — без оглядки на последствия), это дорогого стоит.
Большая муниципальная перезагрузка
В ноябре завершилась процедура формирования команды глав муниципальных образований Смоленской области, с которыми в ближайшие пять лет губернатору Островскому предстоит претворять свои планы в жизнь.
Не будет преувеличением сказать, что избрание в такой короткий срок сразу семи глав муниципалитетов (Велижский, Глинковский, Рославльский, Руднянский, Сафоновский, Угранский и Ярцевский районы) — это заявка на формирование новой муниципальной действительности.
Кстати, полагаем, это было первым серьезным экзаменом для Руслана Смашнева в ранге заместителя губернатора по внутренней политике, и сдал он этот экзамен очень достойно.
При том, что трое из семи избранных глав — Александр Лапиков (Сафоновский район), Валерий Ильин (Рославльский район) и Галина Валикова (Велижский район) (районов–тяжеловесов) — стали дебютантами на этом посту.
Стоит отметить, нынче процедуры переизбраний прошли исключительно «в рабочем режиме», без каких–либо намеков на скандалы — даже там, где произошли замены глав на новых. Что логично и легко объяснимо: департамент по внутренней политике постоянно и очень четко отслеживал, в каких муниципалитетах диалог власти и общества дает сбой и по какой причине.
Напомним, именно неумение выстроить диалог с населением, депутатами и главами поселений стало причиной отставок ряда муниципальных глав в еще 2017 году.
И нынешняя «большая перезагрузка» произошла безболезненно, поскольку за прошедшие годы районные главы уже уяснили, что в политике, проводимой смоленским губернатором, ключевым моментом является ставка на взаимодействие власти и общества. И именно с этим Алексей Островский связывает перспективы развития региона.
Это раньше районы «варились в собственном соку» (и главы предпочитали делать это под плотно закрытой крышкой). Теперь это — далекое и невозвратное прошлое. Так что следующую «большую муниципальную перезагрузку» ждать в обозримом будущем вряд ли стоит.
Не всё равно!
Говоря о том, что и Островскому, и его команде весь период его последнего срока полномочий придется «пахать» так, будто выборы еще впереди, хочу обратить внимание еще на один важный нюанс.
После того, как стало известно, что губернатор вновь ввел должность первого заместителя, я спросила Алексея Владимировича, не свидетельство ли это того, что сам он теперь не планирует больше «врубаться» в ситуацию так же досконально, как прежде — буквально в режиме «ручного управления». Тогда Островский ответил, что действительно намерен сосредоточиться, прежде всего, на решении серьезных стратегических задач (и единственным направлением, которое по–прежнему он замыкает напрямую на себя, остается сельское хозяйство)
Но вот прошло время. И что мы видим? Для примера возьмем сферу образования (так уж вышло, что в последние дни мне довелось весьма серьезно погрузиться в работу департамента по образованию и науке)…
Так вот. Если говорится, что Островский взял на личный контроль исполнение нацпроекта «Образование», значит, он действительно взял его на личный контроль. Причем, все пять региональных проектов.
И это вовсе не только проведение рабочих совещаний (которые, безусловно, тоже необходимы). Мы видим, что Островский лично отслеживает ход строительных работ (на школах и детсадах), лично ведет переговоры с подрядчиком. Он вникает буквально во все. Впрочем, стройка — это объяснимо, строительство школ и детских садов вписывается решение одной из тех самых стратегических задач, которые Островский нарезал себе на последний строк полномочий.
Но чемпионаты WorldSkills Russia зачем он посещает? Зачем ему было лично курировать открытие центров «IT–Куб»?
Напомню, что в преддверии открытия такого центра Островский не только лично побывал там и оценил его материально–техническую базу, он провел совещание с участием руководителей ведущих IT–компаний для решения вопроса, касающегося вовлечения региональных партнеров в работу центра.
Казалось бы, зачем ему контролировать эту — совсем «не материальную» сферу?..
На этот вопрос у меня есть только один ответ: Островскому не все равно. Потому что работа этих центров охватит около полутора тысяч смоленских детишек, и это — их развитие. В конечном итоге, эти детишки потом будут определять будущее региона…
Впрочем, свои объяснения и ответы на вопрос, зачем губернатор берет на личный контроль ту или иную проблему, можно найти и по всем другим направлениям. Особенно тем, которые касаются социальной сферы. Еще раз повторю: потому что ему не все равно. И потому, что уже привык нести личную ответственность за все, что происходит в регионе.