Анжелика Барабанова: «У нас в аптеке всё доведено до идеала»
Городская аптека. Лица компании
Изучаем единственную в Смоленской области аптеку с открытой выкладкой препаратов.
«О чём говорит Смоленск» и «Городская аптека» продолжают совместный проект «Лица компании», в котором мы рассказываем читателю о людях, составляющих самый главный — человеческий — капитал крупнейшей в Смоленске аптечной сети.
Героиня этого номера — Анжелика Барабанова, провизор аптеки на улице Большой Советской, д.28/16. Она работает в этой одной из самых больших аптек сети (не считая аптечного супермаркета) два года. До этого Анжелика Барабанова получила диплом СГМУ по специальности «провизор» и четыре года оттачивала мастерство выпускника–очника медуниверситета в одной из аптечных сетей Смоленска.
— Анжелика, насколько сегодня престижна специальность провизора?
— Достаточно престижна. К примеру, очный факультет СГМУ, который готовит провизоров, является одним из самых престижным в университете. Хотя и довольно молодой — первый его выпуск был в мае 2008 года.
— Как у вас произошёл выбор вуза и специальности?
— Вообще, в семье у меня медиков нет, однако в десятом классе почему–то захотелось изучать медицинские препараты, понимать их химическую структуру, свойства и действие на человеческий организм. Что–то вот меня на это сподвигло…
— И вы поступили на очное отделение.
— Да. Тогда ещё было и заочное, но на него брали выпускников медицинского колледжа, а я пошла в медуниверситет сразу после средней школы. Сейчас же осталось только очное отделение, и это, наверное, плюс, потому что на очном обучении можно подготовить специалиста более высокого класса, нежели на заочном, больший объём знаний даётся.
— Обычно, когда молодой специалист–выпускник вуза приходит на работу, ему говорят: «Забудь всё, чему тебя учили в институте». Насколько такая фраза применима к вашему случаю?
— Основная специфика работы провизора в аптеке — это фармакология: нужно знать и понимать, как действуют препараты. Естественно, все институтские знания здесь помогают. Но когда ты приходишь и уже непосредственно начинаешь работать с препаратами, то это все воспринимается по–другому. Ты начинаешь смотреть на это как специалист, а не как студент. Многое, конечно, перечитываешь, изучаешь нюансы.
— В процессе обучения к студентам вашей специализации СГМУ приходили представители аптечного бизнеса с лекциями, семинарами?
— Нет, у нас такого не было. А вот нас, студентов, направляли на практику в аптеки. Часто бывает, что от студентов все работники аптек стараются «откреститься», дескать, придите в первый и последний день, а мы вам поставим отметку о прохождении практики.
— А «Городская аптека» берёт к себе практикантов?
— Да. К примеру, в прошлом году у нас были студенты из медицинского колледжа. Но мы с ними работаем не так, как в своё время с нами (улыбается). Они у нас по три–четыре часа в день занимаются изучением ассортимента товаров, выкладкой. У нас всё по–честному: пришёл на практику — практикуйся, а мы поможем, подскажем и научим.
— В этой аптеке вы работаете с открытия?
— Не совсем. Аптека открылась в сентябре 2017 года, я же пришла в январе 2018 года.
— А что повлияло на смену аптечной сети?
— Моя коллега перешла на работу сюда с момента открытия. И она, можно сказать, переманила меня. Здесь мне предложили выгодные условия, и я до сих пор не жалею принятом решении. Тем более с профессиональной точки зрения, ведь эта аптека — единственная в Смоленской области с открытой выкладкой препаратов. Больше ничего подобного нет не только во всей сети «Городской аптеки», но и других аптечных сетей.
— А как же супермаркет «Городской аптеки» на улице Николаева, д.11?
— Там тоже такого нет. В супермаркете закрытые витрины, покупатель выбирает товар и зовёт консультанта. В нашей же аптеке на улице Большой Советской, д.28/16 покупатель чувствует себя прямо как в продуктовом супермаркете: все товары лежат в открытом доступе, их можно взять в руки, повертеть, посмотреть, почитать инструкцию. Естественно, это я говорю про безрецептурные препараты. Рецептурные у нас, как и положено, хранятся под стеклом.
С одной стороны, это очень удобно для персонала, поскольку у нас очень большая проходимость покупателей и если бы не открытая выкладка, были бы огромные очереди. Пока каждому принесешь, покажешь, отнесёшь… У нас же при открытой выкладке покупатели сами не спеша подходят, смотрят, выбирают и идут на кассу оплачивать товар. Если же их интересует какой–либо препарат, которого нет в открытом доступе, они обращаются к специалистам.
Также у нас есть специфический отдел по отпуску психоневрологических препаратов. Рядом, на улице Докучаева, расположен психодиспансер, и с его посетителями мы тоже работаем.
— А почему в сети «Городской аптеки» только одна аптека с открытой выкладкой?
— Возможно, есть смысл делать открытую выкладку в больших аптеках, с хорошей проходимостью. На той же Колхозной площади, например. А вот в спальных районах, по моему мнению, открытая выкладка точно не нужна — посетителей мало.
— Несмотря на то, что ваша аптека — проходящая, здесь, в центре Смоленска, большое количество административных учреждений. Много ли их работников являются вашими постоянными посетителями?
— Из администрации у нас много постоянных покупателей, из МТС. Они часто уже приходят к конкретному сотруднику, просят проконсультировать. Вообще, знакомых лиц очень много. Это чувствуется в течение недели. А в воскресенье, когда у нас скидка до 15% на все препараты, приходят жители соседних кварталов. Мы же работаем без выходных, с 8 утра и до 9 вечера.
— Интересно, что чаще всего покупают административные служащие и «белые воротнички»?
— Многие из них выбирают только хорошие, качественные и недешёвые препараты. Оригинальные, одним словом. Впрочем, есть и такие, кто просит «что–то подешевле». Не самые дешёвые, конечно. В средней ценовой категории.
— А разница в цене может отличаться во сколько раз?
— Цена, в первую очередь, зависит от производителя. Тот же самый парацетамол у нас представлен в нескольких вариантах. Есть за 15 рублей, есть за 60 рублей. Вот и считайте. Если же говорить о более «узких» препаратах, мы всегда предлагаем покупателю и дорогой вариант, и более доступный, чтобы он сам выбрал. Мы работаем как с оригинальными препаратами, так и с дженериками. Одним покупателям нравятся широко разрекламированные препараты, хотя они и дороже. Другие предпочитают экономить и выбирают аналогичные препараты, но дешевле. Наша задача — обеспечить альтернативу выбора. Хотя, к примеру, лично я — сторонник оригинальных препаратов. И себе, и родителям стараюсь покупать только их.
— Но оригинальные препараты — они самые дорогие?
— Да.
— А есть какие–то группы препаратов, где в принципе можно ограничиться дженериками?
— Есть. Например, венотоники. Вместо оригинального «Детралекса» можно пропить «Венарус». Он по качеству не хуже.
— Ваша аптека является лидером продаж по сети «Городской аптеки». Это вам удаётся само собою, учитывая географию месторасположения? Или в чём секрет успеха?
— Мы стараемся держать лидерское знамя. Конечно, здесь очень выгодное месторасположение, остановка — многие смоляне, ожидающие маршрутку, заходят к нам. Также мы отпускаем психоневрологические препараты, чего нет у других аптек. Но главное — у нас очень грамотный и радушный персонал, который всегда проконсультирует покупателя. Покупатели ценят такое отношение и возвращаются к нам снова и снова. Вот вам и весь секрет успеха. За два года, что я наблюдаю клиентопоток в нашей аптеке, вижу очень много знакомых лиц, и их число только увеличивается.
— Как выражается сезонность на продажах в вашей аптеке? Что пользуется особым спросом сейчас?
— Сейчас самые популярные препараты — противовирусные, средства для снятия симптомов простуды, порошки типа «Фервекса», капли в нос. Весной начинается спрос на сосудистые препараты, бабушки и дедушки перед дачами закупаются мазями…
— Мазями вашего собственного производства?
— И нашего тоже. Наши мази изготавливаются под заказ. Хотя что–то есть уже и в аптеке, готовое. Недалеко от нашей аптеки находится поликлиника №6, её врачи тоже знают о нашем производстве и выписывают рецепты. В течение двух–трёх дней с момента обращения покупателя в нашу аптеку мы привезём для него из Рославля всё необходимое. Мы производим капли в нос (к примеру, протаргол), средства для ухода за лежачими больными, присыпки, лосьоны для лица без ароматизаторов, отдушек и консервантов — полностью «натуральный» продукт.
— «Городская аптека» известна своими «флеш»–скидками до 70%. Какие конкретно препараты может приобрести житель Смоленска по такой беспрецедентной скидке?
— Под максимальную скидку в 70% попадают препараты, у которых уже подходит к истечению срок годности. Но мы всегда стараемся реализовывать такие препараты заранее, и, честно говоря, в нашей аптеке «флеш»–скидки в 70% бывает очень редко. Мы тщательно следим за сроками годности, и как минимум за полгода до его истечения снимаем с продажи все остатки такого препарата.
И, кстати, я не замечала, чтобы многие покупатели гонялись за такими большими скидками. Наоборот, часто, когда говоришь покупателю, что такой–то препарат идёт по скидке, нередко слышишь в ответ удивление: а почему по скидке, что с ним не так?..
— Вот оно что… А мы думали, что как раз наоборот — «флеш»–скидки мегапопулярны.
— Вот и нет. БОльшей популярностью у нас пользуются те же дисконтные карты. Минимальная скидка на такой карте составляет 5%, и далее, с увеличением суммы накопления, вырастает до 10%. (У большинства наших постоянных клиентов скидка по дисконтной карте максимальная.) Ну и воскресные скидки — до 15% на весь ассортимент.
— Как вы гарантируете покупателям, что они не купят в вашей аптеке некачественный товар?
— На все препараты у нас имеются сертификаты и декларации. Мы работаем только с проверенными и зарекомендовавшими себя поставщиками и производителями, которые представляют нам все необходимые гарантийные письма, подтверждающие качество продукции. Если покупателю потребуется сертификат или декларация на препарат — это всё есть у нас в свободно доступе.
К примеру, недавно был случай: женщина покупала противоопухолевый препарат «Аримидекс» — раньше он стоил сумасшедших денег, а недавно подешевел раз в семь. Мы ей предоставляли полный пакет документов на препарат, и она относила его в лабораторию, проверяла на подлинность.
— Сомневалась в качестве?
— Да. Сомневалась, потому что он так подешевел. А это произошло после того, как была пересмотрена политика поставки этого американского препарата на территорию России. Сейчас вообще на очень многие европейские препараты цены снизились.
— Ваша аптека — одна из нескольких по сети «Городской аптеки», где проводятся бесплатные консультации флеболога. Насколько востребована такая услуга?
— Флеболог у нас консультирует по подбору компрессионного трикотажа один раз в неделю, по четвергам. И почти всегда приёмный день расписан. Также в нашей аптеке есть специальный отдел продукции медицинского компрессионного трикотажа от ведущего немецкого производителя компрессионной одежды «medi». Её инновации позволяют вести полноценный образ жизни даже больному или находящемуся на реабилитации человеку. Кроме того (и это важно!) компрессионное белье — первый шаг в профилактике и лечении таких распространенных заболеваний ног как варикоз и тромбоз.
После консультации флеболога смолянин может уточнить у специалистов нашей аптеки более подробно о том или ином виде компрессионного белья, померить, подобрать нужный размер.
— Вы заходите в аптеки других сетей: посмотреть ассортимент, сравнить цены?
— Да, нечасто, но бывает. Что касается цен, зачастую они выше, чем в «Городской аптеке». Нередко мне бросается в глаза и непонятная выкладка препаратов, их расположение не по группам, а по алфавиту (или даже хаотично). Лично я сторонник выкладки по фармакологическим группам, это максимально удобно. А когда препараты от головной боли расположены с препаратами от живота — это как–то неправильно, на мой взгляд.
— Согласен с вами «на все сто». Часто заходя в аптеку, мы просто теряемся…
— Понимаю. Но у нас в аптеке все препараты располагаются строго по группам, и на каждой витрине есть дополнительные стикеры, чтобы покупателю было бы максимально удобно и быстро сориентироваться: «Препараты при заболеваниях ЖКТ», «Препараты при заболеваниях печени» и т.п. Аналогичным образом ведётся выкладка по всей сети «Городской аптеки».
У нас вообще уже всё доведено до идеала. Всё, что можно, уже сделано. Остаётся наслаждаться и работать в такой атмосфере. Так что, заходите к нам в аптеку, и хватит уже теряться.
на правах рекламы.
имеются противопоказания.
необходима консультация специалиста.
лицензия ЛО–67–02–001132 от 6 июня 2019 г.