«Это кричит твой вакуум!» Что случилось с мэром Смоленска?
Светлана Савенок
Резонанс
За что и когда возникли претензии к Владимиру Соваренко на самом деле?
Удивляет, с какими серьезными лицами наши доморощенные «аналитики» от оппозиции рассуждают о причинах «нападок» на мэра Смоленска Владимира Соваренко. С какой уморительной серьезностью они делают выводы о том, что «Соваренко впал в немилость» исключительно по причине того, что в одностороннем порядке «забрал назад» свои обещания и нивелировал обязательства, скрепленные ранее его подписью в официальном документе — трехстороннем соглашении с «Квадрой».
«Изображая жертву»
И вот уже Соваренко как «жертву борьбы с монополистом» готовы поднять на флаг товарищи из КПРФ… Сам Соваренко тем временем с удовольствием примеряет на себя образ «потерпевшего».
На городских планерках и в личных беседах Владимир Александрович играет «страдальца» и заявляет, что критику в свой адрес читает регулярно и… смеется над этими публикациями.
Блестящая позиция — мэр Смоленска «чихать хотел» на критику в свой адрес. «История, леденящая кровь! Под маской овцы таился лев».
«Смена образа» главы города произошла настолько стремительно, что в топе кулуарных обсуждений оказались попытки понять: «почему?» и «под чьим влиянием?» он превратился в «циничного пофигиста». Проблема в том, что разумного объяснения нет.
Но если кто–то раньше сомневался, то теперь вывод напрашивается следующий: Владимир Соваренко игнорирует объективную реальность, а главной фишкой администрации города при его правлении стала игра «под дурака».
Хотите примеров? Пожалуйста!
«Это кричит твой вакуум!»
К примеру, найдете ли вы главу города–героя, который может себе позволить ответить отказом на просьбу об экскурсии для узников фашистских концлагерей в День памяти и скорби? А мэр Смоленска Владимир Александрович Соваренко смог.
Накануне памятной даты 22 июня, когда, казалось бы, никто не должен оставаться равнодушным к величайшей трагедии нашего народа, в ответ на обращение Соваренко недрогнувшей рукой ставит подпись под вердиктом: «оказать содействие в проведении обзорной экскурсии по городу Смоленску для участников делегации не представляется возможным».
Напомним, «участники делегации» — это пятьдесят бывших малолетних узников фашистских концлагерей, прибывших в Смоленск для возложения венков к памятнику детям, прошедшим через фашистские застенки.
Просто интересно, подписывая отказ в такой малости, не требующей никаких затрат (кроме того, чтобы разбудить в себе простые человеческие чувства), Соваренко тоже смеялся?
Владимир Александрович, читая эти строки, смеетесь тоже?..
Вряд ли стоит уточнять, насколько задорно смеялся Владимир Соваренко, разрешая уйти в отпуск своему заместителю по городскому хозяйству Павлу Бабюку в самый разгар работ по благоустройству. Это все равно, как если бы главный тренер сборной России укатил «на моря пузико погреть» перед чемпионатом мира. Да уж, «смешно» получилось.
Не исключаем, что из желания «посмеяться» самому и насмешить смолян было принято и кадровое решение по кандидатуре нового начальника управления ЖКХ Смоленска.
Напомним, на должность руководителя управления ЖКХ назначен Гагик Гургенович Манвелян. Поначалу СМИ самим пришлось выяснять биографию нового городского чиновника, который теперь отвечает за работу управления ЖКХ.
Как удалось выяснить из открытых источников, человек с таким же ФИО до недавнего времени значился в списке предпринимателей и до ноября 2016 года вел предпринимательскую деятельность на территории региона. Его сфера интересов была довольно обширной: от торговли яйцами до оптовых продаж парфюмерии.
Чуть позже мэрия опубликовала собственную (официальную) версию биографии нового руководителя, скрыв за обобщением «этапы большого пути». Получилась, пожалуй, самая «туманная» официальная биография смоленского чиновника.
«Гагик Гургенович Манвелян родился 20 апреля 1958 года. Имеет высшее юридическое образование, в 1986 году окончил Московскую высшую школу милиции МВД СССР. Отличник пограничной службы I степени. С 2002 по 2018 годы работал в различных организациях города Смоленска на руководящих должностях: специалистом по антимонопольному контролю и поддержке предпринимательства, директором по безопасности, заместителем генерального директора по строительству, начальником ремонтно–строительного отдела и др.», — именно так значится в официальном представлении администрации города.
Если Владимиру Александровичу хотелось «людей насмешить», ему это удалось. Главное, чтобы зимой у жителей Смоленска не возникло нервного смеха из–за отключений тепла и не обустроенных дворов…
Вся правда о «неприятностях» Соваренко
А теперь напомним забывчивым «экспертам» (поспешившим выдвинуть версию, что все «неприятности» у Соваренко случились исключительно из–за резкой смены вектора в отношениях с «Квадрой»), за что и когда на самом деле возникли претензии к мэру Смоленска Владимиру Соваренко. И поясним, почему роль «жертвы в борьбе с монополистом» ему идет, как корове — седло, извините. Итак, освежаем память.
Тучи над главой города Смоленска начали сгущаться задолго до того, как он начал «бессмысленную и беспощадную» войнушку с «Квадрой» (которая, кстати, может привести город к весьма печальным последствиям).
Это случилось ровно в тот момент, когда закончилось время «красивых слов», заявлений и обещаний. Когда настала пора предъявлять реальные дела. И «первый звоночек» прозвенел еще 3 ноября прошлого года.
Тогда руководитель фракции «ЕР» в Госдуме Сергей Неверов выразил крайнее неудовлетворение реализацией в Смоленске проекта «Комфортная городская среда».
«Для нас крайне важно, чтобы в этой программе участвовали как можно больше муниципалитетов. Но важно, чтобы реализация была качественной. Сейчас поступает много претензий от старших домов и жителей.
Мы перед встречей заехали в один из дворов Смоленска: кругом строительный мусор, брошенные поддоны, валяющиеся бордюры. У нас большая тревога по поводу реализации программы в городе.
Я буду разговаривать об этом с губернатором. Ведь выделенные из федерального бюджета средства, а это порядка 170 миллионов рублей, расходуются неэффективно», — пояснил тогда Неверов.
Насколько известно, после разговора Сергея Неверова с Алексеем Островским последовал вызов Владимира Соваренко «на ковер» к губернатору.
Несложно догадаться, что губернатор «жестко и емко» пояснил мэру, что подобное отношение со стороны городской власти к реализации проекта, инициированного президентом Владимиром Путиным, недопустимо, и спрос за провал проекта в 2017–м и отсутствие должного контроля в 2018–м будет жесткий.
Рискну предположить, что Алексею Островскому тогда пришлось напоминать Владимиру Соваренко о том, что пост главы города предполагает персональную ответственность, пояснять, что глава города — не мальчик, за которым кто–то должен бегать и «подтирать сопли» и так далее… словом, «назвался груздем» — будь любезен соответствовать.
Полагаю, именно тогда Владимир Александрович получил «последнее китайское предупреждение» — замечание из тех, что дважды не повторяют: о том, что глава города, администрация города при крайне дефицитном городском бюджете просто не имеют права допускать неэффективное расходование бюджетных средств. Что недопустимо из–за отсутствия спроса с подрядчиков, отсутствия контроля со стороны городской власти потом повторно вливать бюджетные деньги на устранение недостатков и после бежать в администрацию области с протянутой рукой за новыми деньгами…
Но, как говорится, не в коня корм. Проект «Комфортная городская среда», судя по тому, что происходит сейчас, так и не стал для мэрии Смоленска ни «важным», ни «приоритетным» проектом.
Не изменилось НИЧЕГО. Областной центр по–прежнему является единственным «слабым звеном» в реализации проекта на территории региона.
В Смоленске получилась ситуация, когда радость (благоустройство) — в тягость. Это ж как надо было изловчиться, чтобы на такой уровень вырулить работу городской власти!
«2017 год завалили, и в 2018 году делают так, что это вызывает у людей неодобрение и возмущение», — вот такая оценка дел в областном центре прозвучала на очередном заседании межведомственной комиссии по обеспечению реализации на территории Смоленской области приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» под председательством губернатора Алексея Островского.
Стоит отметить, заседание получилось насыщенным не только информационно, но и эмоционально. Поэтому остановимся на нем чуть подробнее.
Опять «двойка»!
26 июня в ходе заседания были подведены итоги реализации программы на Смоленщине в 2017 году, а также рассмотрен вопрос о ходе ее выполнения в муниципалитетах в 2018 году.
Напомним, приоритетный проект, инициированный президентом Путиным, стартовал в прошлом году. Его основная цель — благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов и мест массового пребывания граждан: парков, скверов, площадей.
«2017 год показал, что муниципалитеты, участвующие в программе, по–разному отнеслись к ее выполнению. Несмотря на то, что ответственность за реализацию проекта лежит на муниципальных властях, меня как главу региона не может не беспокоить этот вопрос, так как он инициирован главой государства. А наши граждане свои ожидания и надежды в связи с реализацией данной программы связывают, в первую очередь, с президентом, а также с теми, кто возглавляет регионы, выполняя поставленные им задачи.
Исходя из представленной мне информации, я могу констатировать, что по итогам прошлого года жители отдельных муниципальных образований выразили удовлетворенность реализацией программы по формированию комфортной городской среды, по ряду районов — частично удовлетворены, а есть те, кто не удовлетворен вовсе, при том, что стартовые условия у всех муниципалитетов были равны.
Поэтому мне бы хотелось, чтобы в этом году Смоленская область избежала ошибок, которые, возможно, по объективным причинам были допущены годом ранее. С учетом того, что это был новый проект и даже для опытных глав муниципальных образований какие–то нюансы приходилось решать впервые. Для этого мы, собственно, сегодня и собрались», — пояснил глава региона, открывая заседание.
Давая оценку реализации приоритетного проекта в прошлом году, начальник профильного департамента ЖКХ акцентировала внимание на том, что наибольшее количество обращений, связанных с некачественно выполненными работами по благоустройству дворовых территорий и обустройству мест массового посещения граждан, поступает от жителей города Смоленска.
Несмотря на благоприятные погодные условия, строительные нарушения до настоящего времени до сих пор не устранены. При этом основными проблемами реализации проекта в областном центре, по словам Елены Соколовой, стало отсутствие качественной сметной документации для подрядчиков, а также низкая квалификация подрядных организаций. Данные нарушения, в частности, повлекли за собой неоднократную корректировку сметы, что, в свою очередь, увеличило период проведение работ в целом и сказалось на качестве их выполнения.
«Любым ремонтным работам предшествует составление дефектных ведомостей. Указанное в ней количество и объем работ должны строго соответствовать суммам, выделяемым на исправление замечаний, однако в городе Смоленске, невзирая на доведенные лимиты, объем работ, которые были признаны дефектными, на 65 млн рублей превысили допустимые рамки. В результате чего потребовалось исключение части работ, ранее согласованных жителями. И, на мой взгляд, самое существенное — это то, что администрацией города абсолютно не велась претензионная работа с подрядными организациями», — заявила Соколова, добавив, что все это свидетельствует о ненадлежащем контроле за реализацией проекта со стороны городских властей.
Свою точку зрения — прямо и без ложного стремления соблюсти политес — высказал председатель Смоленской областной Думы Игорь Ляхов:
«Мы неоднократно обсуждали итоги реализации программы. Все муниципалитеты–участники приоритетного проекта со своей задачей справились. Все, кроме Смоленска. Еще в прошлом году мы отмечали имеющееся «проседание» Ярцевского района, однако его власти наверстали упущенное и сейчас успешно ведут претензионную работу.
Что касается Смоленска, то 18 апреля в адрес администрации города была направлена дефектная ведомость по всем объектам, которые благоустраивали в 2017 году, но почему–то претензионная работа с подрядчиками началась только в июне. Очевидно, что у властей Смоленска, а туда направляется 70% средств программы, нет желания участвовать в проекте. Они не хотят этим заниматься.
Мы обратимся в городской Совет, чтобы поставить вопрос об оценке деятельности заместителя главы города Павла Бабюка — ответственного за реализацию проекта в Смоленске. Настолько халатно относиться к своим обязанностям нельзя. Так же я рекомендую оценить работу профильного зама и главы города».
Владимир Соваренко вынужден был признать, что городская власть опять заслужила «неуд», но тут же все решил свалить на подрядчиков:
«Работа продолжается. Конечно, оценку нам за это должны поставить самую неудовлетворительную. Несмотря на то, что стараемся, делали работы, не все подрядчики, к сожалению, должным образом отнеслись к этому всему», — пояснил он, как бы намекая: «не мы такие, жизнь такая».
Претензии к реализации проекта в городе Смоленске есть и у Общероссийского Народного фронта. В частности, руководитель исполнительного комитета регионального отделения ОНФ Наталия Семенцова сообщила, что в ходе контроля за установкой детских площадок во дворах города Смоленска выявились абсолютно не безобидные нарушения:
«Многие из этих площадок нельзя считать безопасными: часть конструкций не закреплена, болты не скрыты. Это недопустимо, поэтому мы неоднократно направляли претензии в адрес администрации города, чтобы устранить выявленные нарушения. 1 августа мы проведем повторный рейд. Кроме того, люди рассказывают, что никто не интересуется их мнением, приемка дворов происходит без учета позиции смолян, которые считают, что проект, призванный улучшить городскую среду, к сожалению, в Смоленске не состоялся», — резюмировала она.
Выслушивая обоснованные многочисленные претензии в адрес чиновников мэрии Смоленска, Алексей Островский «темнел лицом», тем не менее, попытался сдержать эмоции:
«Я по известным соображениям некоторым руководителям оценку давать не буду публичную. Но меня, конечно, до глубины души возмущает, что те чиновники, которые были ответственны за реализацию этой программы с согласия их прямого руководства, вместо того, чтобы устранять нарушения, сейчас находятся в отпусках и из отпуска не отозваны.
А что касается ваших, Игорь Васильевич [Ляхов], абсолютно обоснованных претензий к заместителю главы города по жилищно–коммунальному хозяйству, то везде за все отвечает первое лицо. В стране отвечает президент, в регионе — губернатор, в муниципальном образовании — глава.
Не считаю необходимым вновь, повторно, озвучивать одни и те же выводы. Все оценки даны, все замечания высказаны, поэтому считаю, что справедливый разбор полетов, пускай даже не очень лицеприятный для кого–то, он точно был нужен, чтобы дальше в нашей области пошло по–иному», — резюмировал глава региона.
«Эх, яблочко, да куда катишься?»
По–человечески я, безусловно, посочувствовала бы Владимиру Александровичу Соваренко.
Потому что со времен мэра «по недоразумению» — Александра Данилюка, занявшего высокий пост «за деньги», глава областного центра не подвергался подобной единодушной и заслуженной «выволочке». За конкретные провалы.
Вместе с тем, искренне посочувствовать и выразить слова поддержки Владимиру Александровичу мешает именно появившееся сходство со скандально известным мэром Смоленска Александром Данилюком.
Налицо — то же отсутствие конструктива, то же желание свалить все на «злые силы», которые «незаслуженно пишут гадости», «шельмуют» и т.д., и т.п. И само собой — приобретенная защитная реакция: «чихать я на вас хотел» — полная калька.
Только в отличие от Данилюка (изначально заточенного на дестабилизацию ситуации) метаморфозы с Соваренко произошли хоть и внезапно, но не сразу.
Спустя год с небольшим после нахождения в кресле главы города.
С чем это связано, ответить не берусь. Но не сомневаюсь — время все расставит на свои места…