Аптечный супермаркет? В центре Смоленска? Да!
Евгений Ванифатов
Бизнес-класс
Помните большой магазин «Техносат» на улице Николаева, почти напротив «Центрума»? Забудьте! В середине апреля на его месте начал работу первый в Смоленске аптечный супермаркет «Городская аптека». Да–да, именно тот самый красно–белый фармацевтический бренд, под которым за последние два года в городе открылись почти сорок аптек (и этот процесс продолжается).
Ломая сложившиеся стереотипы о развитии аптечных сетей, смоленский бренд «Городская аптека» растет «снизу вверх», а не наоборот. То же самое можно сказать о ценовой политике, ассортименте продукции и персонале (сюда откомандировали лучших фармацевтов и провизоров сети). Поэтому, по словам заведующей супермаркета Татьяны Романцевой, практически никто не проходит мимо кассы с пустыми руками — все могут подобрать себе лекарственные средства и другие товары по потребности и по карману.
«Сразу вас порадую: руководство сети «Городская аптека» приняло беспрецедентное решение по всей аптечной сети о предоставлении 15–процентной скидки на все товары (все, без исключения) каждое воскресенье. В любой нашей аптеке и в аптечном супермаркете тоже. Ничего подобного вы в Смоленске не найдете. Каждое воскресенье скидка 15 процентов на все. И это не разовая акция, это надолго», — подчеркивает Романцева.
В отличие от унылых перегородок «Техносата», при котором помещение больше походило на пчелиные соты, аптечный супермаркет «Городская аптека» имеет совсем другую атмосферу. Мягкое освещение, комфортное кондиционирование воздуха, в каждом зале свой особый дизайн, своя цветовая гамма. Всюду светло и просторно — нет нужды толкаться в длинной очереди, что часто можно наблюдать в крошечных аптеках.
Одним словом, как в любом супермаркете, хочется немного побродить по залам, посмотреть на ассортимент, проконсультироваться при необходимости с фармацевтом. Нам в этом плане повезло больше — Татьяна Романцева лично провела журналистов по всему супермаркету и рассказала, как «Городская аптека» отбирает поставщиков, какие скидки и льготы можно получит в супермаркете, а также — когда начнет работать их курьерская доставка на дом.
— Татьяна Александровна, нужен ли в центре Смоленска большой аптечный супермаркет? Как вообще родилась такая идея?
— Этот супермаркет стал логичным продолжением развития сети «Городская аптека». И, конечно, он нужен. Буквально с первого дня работы по потоку посетителей мы поняли, что многие смоляне давно ждали его появления. Во–первых, супермаркет расположен в самом центре города, на одной из главных автомобильных «артерий» Смоленска — улице Николаева. Каждый день по этой улице идут и едут на работу, прогулку и т.п. тысячи и тысячи жителей.
Во–вторых, сам формат аптеки — супермаркет. Данная аптека — универсальная, причем, во всех смыслах этого слова. Здесь сосредоточены все основные медицинские направления, которые востребованы смолянами. Это и медтехника, и оптика, и лекарственные препараты самого широкого спектра, и БАДы и, конечно, большой выбор косметики.
Кроме того, в супермаркете есть специальный отдел оптики (чего больше нет ни у кого в Смоленске). Причем, мы не только предлагаем готовый ассортимент солнцезащитных очков и оправ, но и изготавливаем очки прямо здесь, на месте, по индивидуальным параметрам. В этом же отделе посетители могут получить и бесплатную консультацию врача–офтальмолога.
Представлен в супермаркете и широкий ассортимент средств реабилитации и ухода за больными (кресла–коляски, ходунки (взрослые и детские) и т.д.).
— Я смотрю, все залы супермаркета отличатся друг от друга по дизайну и цветовому оттенку. Давайте вы нас сориентируете на местности: где и что располагается. Итак, мы зашли в супермаркет…
— Первый зал направо — это отдел оптики, о нем мы уже сказали. Зал налево от входа — это отдел медтехники, косметики и компрессионного трикотажа. Если говорить о последнем, мы — единственные в Смоленске, кто предлагает жителям продукцию ведущей немецкой компания в области компрессионного белья «medi» — эталона качества для Европы и США. Вся продукция «medi» производится по самому строгому европейскому стандарту для медицинских эластических компрессионных изделий RAL–GZ 387. Честно сказать, я нигде больше в Смоленске не видела ни одного изделия компрессионного трикотажа, сделанного по данному стандарту. По качеству он выше всяких похвал. Вся продукция «medi» проходит необходимые дерматологические проверки, этот трикотаж является гипоаллергенным и не раздражает даже чувствительную женскую кожу при длительном использовании. Никакого латекса и хлопка.
Также в наличии большая линейка продукции российского производителя «Крейт»: экзо–скелеты, которые применяются при травмах позвоночника, фиксирующиеся корсеты. Эта продукция тоже изготовлена по современным технологиям и используется как в лечебных целях (при каком–либо нарушении позвоночника), так и для профилактики (например, раннего сколиоза у детей). Конечно, с качеством «medi» им не сравниться, это все–таки российские технологии. Но политика нашего супермаркета (как и всей аптечной сети «Городская аптека») заключается в том, чтобы предложить покупателю максимально широкий выбор товаров в различной ценовой категории. А он уже сам выберет, что ему по душе.
В этом же отделе есть специальный столик — зона для общения покупателей с представителями компаний–производителей, где они могут спокойно поговорить, изучить ассортимент продукции. Там же можно проверить тонометр перед покупкой, заодно выяснив собственное артериальное давление, или просто посидеть на диванчике, отдохнуть или, к примеру, выпить лекарство при необходимости.
— Косметика у вас только для женщин?
— Нет, почему же. Есть и для мужчин. Многие из них ведь тоже ухаживают за собой, хотят выглядеть красиво и иметь красивую кожу и крепкие волосы. Хотя для женщин выбор, конечно, больше. В нашем супермаркете представлены все основные косметические бренды в различных ценовых категориях. Всем известные KОРА, AVENE. BIODERMA, LA ROCHE POSAY, LIERAC.VICHY. Вся эта косметика лечебная, гипоаллергенная. Такие бренды обычно продаются только в аптеках, в парфюмерных магазинах вы их вряд ли найдете. Замечу, многие смоляне уже знакомы с такой косметикой, она им нравится, они часто приходят и спрашивают продукцию конкретного производителя.
Кроме того, наша косметика — это очень хороший подарок. Всегда можно собрать замечательный подарок из продукции топовых брендов, качество которых уж точно не подведет (в таком случае вы никак не рискуете оказаться обвиненным в испорченных волосах подружки). Вы собрали подарок, а наш сотрудник на кассе красиво его упакует, и можно отправляться на праздник.
— Интересно. А собственно зона лекарственных препаратов в супермаркете находится «на второй линии»?
— Да, немного дальше от входа. Мы работаем как с дорогими препаратами, так и с дженериками. Одним покупателям нравятся широко разрекламированные препараты, хотя они и дороже. Другие предпочитают экономить и выбирают аналогичные препараты, но дешевле. Наша задача — обеспечить альтернативу выбора. Мы не гонимся за сверхприбылями, не ставим максимальную торговую наценку. В частности, в рамках импортозамещения мы реализовали в супермаркете социальный проект совместно с крупным известным российским производителем: в зале вы найдете отдельную витрину с его продукцией (она очень недорогая и доступная) вообще без наценки, по цене производителя.
Наш главный принцип соответствует мировой рыночной практике: клиент всегда прав. Мы всегда, в любой ситуации идем навстречу нашим клиентам.
— То есть, четкой целевой группы покупателей для этого аптечного супермаркета нет?
— Мы рады видеть у нас любого покупателя, вне зависимости от его финансовых возможностей. Каждый найдет в супермаркете товар по душе и карману.
— Как «Городская аптека» выбирает поставщиков лекарственных средств?
— Во–первых, исходя из их репутации. Во–вторых, исходя из предлагаемого ассортимента. И, в–третьих, исходя из ценовой политики. Сегодня в нашем бизнесе выживают только сетевики, которым производители предлагают очень хорошую цену за лекарства. Аптечная сеть «Городская аптека» как раз является таким сетевиком — у нас большие объемы закупок, мы давно дружим с наиболее зарекомендовавшими себя на российском фармрынке производителями. И чем крупнее становится наша сеть, тем выгоднее предложения поступают. А это значит, что покупатель может найти тот или иной препарат в нашем супермаркете еще дешевле.
— Цены в аптечном супермаркете как–то отличаются от цен в других аптеках вашей сети?
— Во всех — всех! — аптеках сети «Городская аптека» цены одинаковые. Кроме того, у нас есть еще одно ноу–хау, которое, без сомнения, порадует смолян. Недавно наше руководство приняло беспрецедентное решение по всей аптечной сети о предоставлении 15–процентной скидки на все товары (все, без исключения) каждое воскресенье. В любой нашей аптеке и в аптечном супермаркете тоже. Ничего подобного вы в Смоленске не найдете. Каждое воскресенье — скидка 15 процентов на все. И это не разовая акция, это надолго.
— Какие еще скидки могут получить покупатели в супермаркете?
— «Городская аптека» предлагает клиентам накопительную дисконтную карту, скидка по которой составит от 7 до 10 процентов. Вы пришли к нам в супермаркет, сделали покупку на тысячу рублей — пожалуйста, получите накопительную дисконтную карту. Далее, делая очередные покупки, с этой картой вы будете получать скидку в размере до 10 процентов.
Действует и скидка для пенсионеров (при предъявлении пенсионного удостоверения) в размере 10 процентов на все препараты и 5 процентов — на жизненно–важные (ЖНВЛП).
— Когда мы созванивались на счет интервью, вы обещали нам эксклюзив. О чем шла речь?
— О наших планах на ближайшую перспективу. Совсем скоро мы открываем в супермаркете услугу «автопокупка». Ну, по аналогии с «МакАвто», когда водитель совершает покупку, не выходя из автомобиля.
— Ого! И когда эта услуга заработает?
— К лету. Но и это еще не все. Для тех смолян, кто в силу обстоятельств не может выйти из дома и дойти до аптеки (например, ухаживает за больным ребенком), мы организуем услугу доставки товаров на дом. Человеку достаточно будет позвонить в «Городскую аптеку» (причем, сделать это можно круглосуточно!), сообщить оператору список необходимых товаров, после чего наш курьер на служебном автомобиле доставит их по нужному адресу.
Кроме того, этот аптечный супермаркет в недалеком будущем тоже будет работать круглосуточно.
— Это просто фантастика! Даже не думал, что в Смоленске в сфере фармацевтики кто–то решится на такую клиентоориентированность.
— Вопрос социальной ответственности перед смолянами является для нас вопросом первостепенной важности. Наша компания работает на фармацевтическом рынке Смоленской области более пятнадцати лет, и все это время вкладывается в собственный бренд, в репутацию. Так было, есть и так будет.
— А что вы можете сказать по поводу кадров?
— Могу сказать, что в этот аптечный супермаркет мы собрали наших лучших фармацевтов и провизоров. Кадры — это самый главный ресурс «Городской аптеки». Для того чтобы найти их и «вырастить», мы сотрудничаем со смоленским базовым медколледжем: ежегодно его студенты проходят производственную практику в наших аптеках, а многие затем приходят работать к нам. Аналогичным образом строится сотрудничество с медуниверситетом: его студенты–провизоры приходят на практику, а некоторые выпускники СГМУ у нас остаются работать. Многие наши фармацевты заочно учатся, после чего становятся провизорами. Мы, со своей стороны, всегда им в этом помогаем.
Так что персонал аптечного супермаркета полностью подготовлен, знает, как правильно расставить товар, как рассказать покупателю всю необходимую информацию о том или ином лекарственном средстве или производителе. Более того, мы постоянно проводим для него дополнительные тренинги: по искусству продаж, психологические, иные. А на базе нашего головного офиса практически ежедневно идет обучение по вопросам охраны труда, пожарной безопасности, проводятся встречи с представителями фармкомпаний.
— Когда покупатель придет в ваш супермаркет, его проконсультируют, ему покажут выбор между дорогим препаратом и аналогичным недорогим?
— Иногда смоляне идут к врачу уже после того, как пообщались с фармацевтом «Городской аптеки». Мы имеем право что–то посоветовать, что–то порекомендовать. И по закону мы должны дать ему информацию обо всех препаратах: как дорогих, так и недорогих. Далее — дело за ним. Поэтому практически никто у нас не уходит с пустыми руками: все могут подобрать себе лекарственные средства по потребности и по карману. Такого, чтобы всеми правдами и неправдами реализовать товар подороже, вы у нас не встретите. Однако без рецепта врача наши фармацевты ни в коем случае не назначают покупателю препарат.
— Насколько вам тяжело конкурировать с сетевыми дискаунтерами?
— Когда конкуренция здоровая, она, наоборот, подстегивает, мотивирует на еще более продуктивную работу, на поиск еще более эффективных решений, на удержание цен. Наша сеть аптек, которая уже полтора года как работает под единым брендом «Городская аптека», росла и расширялась внутри региона, мы вкладывали и вкладываем большую часть прибыли в собственное развитие. Если покупатель знает, что в нашей сети аптек всегда есть альтернатива выбора между дорогими лекарствами и недорогими, он станет нашим постоянным клиентом, понимая, что здесь его не обманут. Мы работаем от оборота и удерживаем покупателей ценой, чтобы они возвращались к нам за покупками снова и снова.
— Татьяна Александровна, большое вам спасибо за проведенную экскурсию по супермаркету. Я, кстати, кое–что себе уже присмотрел… И последний вопрос: что нужно смоленской аптеке, чтобы успешно существовать?
— В первую очередь, любой аптеке нужны хорошие кадры. Это главное. И, конечно, ценовая политика, скидки и акции, чтобы получать все новых постоянных клиентов. В сети «Городская аптека» вы найдете и первое, и второе. Так что добро пожаловать!
имеются противопоказания, необходима консультация специалиста.
лицензия на ведение фармацевтической деятельности ЛО–67–02–001029 от 24.01.2018 г.
на правах рекламы