#2 (92)
10 февраля 2014

Конь и пальмовая ветвь

Владислав Кононов

Культурный слой

Если вы собираетесь написать заметку про автомобиль, или даже про мотоцикл, не стоит использовать оборот-синоним «железный конь». Шансов быть опубликованным это не прибавит, но зато сбережет шевелюры редакторов авто- и мотожурналов, которые все еще изредка хватаются за волосы, встречая металлических лошадей в заметках начинающих.

Так вот, рецензии на недавние гастроли театра имени Вахтангова в Париже в местных газетах и журналах не содержат ни одного слова «Мельпомена». Его нет нигде, даже в заголовках.

«Спектакль Римаса Туминаса, 62-летнего режиссера, работу которого мы во Франции еще не видели, словно вьется с легкостью и изяществом снега, неслышно засыпающего все вокруг, беспрестанно возвращаясь к тому, что могло бы быть, но не случилось в потускневшем и чуть искривленном зеркале памяти», — написали на днях в одной парижской газете, и, наверное, по-французски, все это звучит тоже красиво.

Подражать французам не всегда комильфо, а Смоленск ничем не хуже Парижа. Тем более что театр имени Вахтангова был впервые с гастролями в прошлом году и у нас. А дочь Зевса и Мнемосины ни в чем не виновата, и даже в этой заметке она появится в третий раз. Иногда кажется, чтобы начать описывать театральные постановки и полученные от них эмоции и переживания словами, этих слов должно хватать. Для смоленского театра, к счастью, слов хватает — у него ведь богатая история, на которой мы пока и сосредоточимся.

Первые документальные подтверждения существования театральных представлений на Смоленщине относятся еще к середине XVII века. Достоверно известно, что специально к приезду Екатерины II в. Смоленск в 1780 году за Никольскими воротами был построен «Оперный дом». Свои представления он продолжил и после отбытия императрицы из города. Однако в 1980 году министерство культуры по разным причинам сочло нецелесообразным отмечать двухсотлетие смоленского драмтеатра. Это решение объяснялось просто: юбилеи отмечали государственные театры. А в Смоленске драматическое искусство до событий 1917 года принадлежало только народу. Существовавшие тогда театры были либо общественными, либо частными, власть лишь изредка оказывала им помощь. Например, в 1866 году городская Дума приобрела для общественного смоленского театра деревянное здание, находившееся на углу нынешних улиц Ленина и Глинки. Кстати, небольшая площадь перед ним с тех пор стала называться Театральной. Сама постройка изначально нуждалась в ремонте, но деньги так и не нашлись. И осенью 1888 года здание театра сгорело. После этого представления стали устраиваться в самой Думе, на подмостках садов и парков. Выступали здесь в основном любительские коллективы и заезжие артисты. Профессиональной театральной труппы в Смоленске не было, хотя попытки ее создания предпринимались неоднократно.

Государственный драматический театр был образован уже после революции. Решение о создании «облдрама» губернский отделнародного образования принял в ноябре 1919 года. Свое первое представление — спектакль «Ревизор» Николая Гоголя — драмтеатр дал 29 декабря того же года. Именно эта дата долгое время официально считалась днем рождения смоленского театра.

Первоначально драмтеатр располагался в одноэтажной постройке бывшего кинотеатра «Художественный» в саду «Эрмитаж» (район современного здания облсовпрофа). В 1933 году архитектором Ильинской был разработан проект нового здания с залом на полторы тысячи человек. Его построили близ бывшей Театральной площади и рядом с Домом Советов в 1936 году. Еще несколько лет велись внутренние работы, и первое представление (спектакль «Заговор» Н. Е. Вирты) здесь было дано в театральный сезон 1939–1940 годов.

Разработка проекта здания драмтеатра и его строительство велось в период так называемой «стилистической переориентации» — «ухода от формалистических приемов конструктивизма в сторону использования мотивов архитектурной классики». Драмтеатр оказался выполненным в неоклассическом, «имперском» стиле, характерным для сталинской эпохи. Вместе с тем, в объемах здания чувствуется конструктивистская простота 1920-х годов.

Во время войны здание пострадало от бомбежек, и в 1947–1949 годах под руководством Ильинской велась его реставрация. Театральные представления в это время шли в бывшем доме Дворянского собрания.

К несостоявшемуся двухсотлетнему юбилею драмтеатра методом «народной стройки» проводилась коренная реконструкция занимаемого им здания. Тогда сократили вместимость зала до 1038 мест, переделали интерьер, соорудили вращающуюся сцену, сделали большие пристройки (в том числе, общежитие для актеров), возвели двухэтажную галерею, соединяющую драмтеатр с Домом Советов. После реконструкции на стене у входа появилась мемориальная доска: «Здание Смоленского государственного драматического театра построено в 1936 году по проекту архитектора С. А. Ильинской. В 1979–1981 годах осуществлена его коренная реконструкция. В проведении работ активное участие принимали промышленных предприятий, организаций и учебных заведений города Смоленска. Генеральным подрядчиком выступил трест «Запэнергострой».

Такова краткая история смоленского театра. Много лет он продолжает радовать нас своими постановками, а в этом году впервые пройдет театральный фестиваль по произведениям Бориса Васильева.

И в завершение — еще несколько слов о том, почему редакторы авто- и мотожурналов такие нервные, а в парижских газетах не трогают музу трагедии. Все очень просто. На самом деле «Железный конь» — это немой американский вестерн 1924 года про железную дорогу, и с автомобилями у него, понятное дело, нет ничего общего. А Мельпомена — это 3,5-метровая скульптура на фронтоне одного из украинских драмтеатров. Только вместо театральной маски в ее руках пальмовая ветвь.

© Группа ГС, Ltd. All rights reserved.

При перепечатке материалов обязательна активная ссылка http://smolensk-i.ru/092/07