#21 (67)
10 декабря 2012

Степом по жизни

Мастерская

Юрий Семченков



Артистическая натура и живой темперамент не позволяют Анатолию Полозенко спокойно отвечать на вопросы и размеренно рассказывать истории из своей долгой и насыщенной творческой жизни. Любое упоминание о танцах, и, в частности, о любимом мастером степе, тут же незамедлительно иллюстрируется его собственным виртуозным исполнением того или иного приема, движения, танцевальной комбинации. Когда наблюдаешь работу степиста в непосредственной близости, трудно поверить, что живой человек способен на такие неуловимые взглядом молниеносные движения, на такое следование ритму и обладание музыкальной памятью. Заслуженный артист России, лауреат многих международных конкурсов по степу, художественный руководитель Академии танца Анатолий Полозенко делится своими секретами мастерства и воспоминаниями, которые из-за своего объема несомненно заслуживают облачения в более весомую литературную форму, над чем маэстро обещал подумать.

— Анатолий Александрович, у вас на стенах гримерки множество фотографий разного времени, какие из них наиболее памятны?

 — Каждая фотография и афиша по-своему памятна, за каждой стоит страница биографии или запомнившаяся встреча. Вот, например, фотография из моего дрезденского периода. В Вюнсдорфе, где размещался штаб Группы советских войск в Германии, проходило совещание министров обороны стран Варшавского договора. У меня на тот момент был детский танцевальный коллектив при Доме офицеров. Нас попросили сделать совместный патриотический номер с Иосифом Кобзоном, который исполнял песню «Пока не поздно». Помните? «Солнечному миру — Да! Да! Да! Ядерному взрыву — Нет! Нет! Нет!» Вот мы целый день и репетировали. Тогда эта фотография и была сделана. На концерте потом произошла накладка, но не по нашей с Кобзоном вине. Началось выступление, я сижу в зале со звукооператором, Кобзон на сцене поет вживую под оркестр. На последних словах песни его окружают дети, он заканчивает песню, уходит со сцены, включается кассетный магнитофончик, пошла наша фонограмма, дети начинают плясать. Все идет нормально. Вдруг секунд через двадцать фонограмма прерывается. Дети пляшут, а музыки нет, тишина. Что случилось? Магнитофон крутится, а звука нет. Хорошо, что буквально секунд через пятнадцать все восстановилось. Оказалось, что после того, как Кобзон спел, посреди сцены закрылся дополнительный занавес. Он скрыл оркестр, который начал сворачиваться со сцены, и кто-то выдернул из розетки главного блока все шнуры. Потом с ужасом услышал, что музыка отрубилась, и быстро воткнул назад. Потом за кулисами Кобзон так отчитывал оператора. Оказывается, в спешке после совещания тот не успел подключить подзвучку и Кобзону, который в результате себя не слышал во время выступления.

— Это в каком году было?

 — Где-то в восемьдесят восьмом.

 — Кобзон в самой силе был, крут.

 — Ну конечно, к тому же он виртуозно владеет русским разговорным. Можете себе представить. История эта имела, кстати, продолжение. Когда Кобзон два года ездил с туром по Советскому Союзу, был он и в Смоленске. Вот мы у нас в драмтеатре и встретились. Зашел я к нему в гримерку и вот эту самую фотографию подарил. Тогда ведь в Германии он быстро после выступления уехал.

— Есть вопросы, на которые кроме вас, пожалуй, в Смоленске компетентнее не ответит никто. Особенно на те, что касаются степа. Начнем с азов. Что представляет собой степовая обувь, как она устроена?

 — Во-первых, туфли должны быть обязательно кожаными, а подошва — жесткой. Подковы…

— Подковы?

 — Набойки. Они имеют специальное строение, внутри находится полость и специальная прокладка, при ударе получается своеобразный звук, как у кастаньет. Слышится не только удар обуви о пол, но и внутренний резонансный звук. Есть еще специальные шайбы, которые особым образом прикрепляются к подошве. Они вибрируют и издают двойной звук. Я недавно выступал на юбилее нашего известного смоленского музыканта Александра Баудера и репетировал в присутствии музыкантов оркестра, так они сразу определи, что на туфлях есть что-то еще, издающее звук. Вот что значит абсолютный слух.

— Обувь сами делаете или заказываете?

 — Заказываем. Есть в Смоленске мастер, Роберт, который шьет обувь в основном для бальных танцев, но и мне и даже моим московским друзьям много пар пошил. Шьет он добротно, качественно, долго. Даже в Москве так уже не шьют. Вот смотрите (показывает танцевальные туфли), мне подарили туфли знаменитой фирмы, но, извините, я в них танцую только в зале для репетиций. Для концертов эта обувь мне не годится, она некрасивая. У меня концертной обуви много разных пар. Вот смотрите — вариант с шайбой… а это цыганские сапоги. Послушайте, как клацает. Здесь установлены три шайбы, получается особый звенящий звук. А двести лет назад моряки ходили на парусниках по морю и били степ на палубах кораблей. Чем? Оказывается, моряки заходили в разные порты мира, и у них скапливалась денежная мелочь разных стран. Они эти мелкие монеты набивали на подошвы и стучали, а уже позже стали делать специальную обувь. Считается, что степ родился в Ирландии, потом, во время освоения Америки перебрался туда, и потом завезенные рабы — ритмичные, музыкальные — развили это направление танца.

— «Зимний вечер в Гаграх» любимый ваш фильм?

 — Как вам сказать? У меня про степ много любимых фильмов. Конечно, у нас в стране «Зимний вечер в Гаграх» самый известный. Но есть замечательные зарубежные фильмы, в которых танцуют Грегори Хайнс, братья Николас. Потрясающий фильм о степе, просто фантастический, я считаю, «Серенада солнечной долины». Там два брата Николас такое вытворяют, пока их до сих пор переплюнуть не может никто. А это 1941 год. Да они и в современных фильмах в возрасте под семьдесят такое вытворяли! Мама дорогая, это что-то! Прекрасный фильм «Белые ночи», где Грегори Хайнс играет вместе с выдающимся Михаилом Барышниковым, танцором совершенно другого направления. Самый знаменитый степист, конечно, Фред Астер. Фрэнк Синатра, знаменитый певец и актер, был профессиональным степистом, танцевал в паре с не менее знаменитым Джином Келли.

— Вы себя считаете прежде всего степистом?

 — Нет, я всеядный, и как танцор, и как хореограф, разве только классические балеты не ставлю. Я танцую, начиная с Дома пионеров, с десяти лет.

— Пятьдесят семь лет танцуете?

 — Выходит так. Я ведь к степу не сразу пришел. В детстве танцевал в основном народные танцы, потом выступал в большом ансамбле танца в Донбассе, потом четверть века в военных ансамблях, тоже только народные танцы. И уже работая в Дрездене стал смотреть, чем они там занимаются. У нас ничего подобного на тот момент не было. Джаз, модерн. Стал присматриваться, заинтересовал меня в первую очередь джаз. Начал заниматься. И когда приехал в Смоленск и организовал театр песни и танца в смоленском институте искусств, конечно, поставил для начала большую народную программу, но и одновременно начал внедрять эстрадные номера. Эстрадный танец был у нас тогда в диковинку. Я ведь приехал в Смоленск после работы в профессиональном коллективе, был воспитан на жесткой хореографии, а пришел в тогдашний колледж искусств, глянул, извините, но — полное сельпо. Решили создавать театр песни и танца. Из кого создавать? Два мальчика, не умеющих танцевать, ни костюмов, ничего. Но уже через три года на концерте в драмтеатре только хор менял костюмы семь раз за выступление. Для Смоленска это был шок. В танцевальном ансамбле шестнадцать пацанов. Моисеевский класс-концерт показывали…

Впрочем, я отвлекся. Только в 1993 году я начал учиться степу, до этого понятия не имел, что это за танец. Степ уникален в каком плане? Я маститый профессиональный танцор, балетмейстер, разноплановый, разножанровый, вдруг начал учиться и получил такое впечатление, будто я пошел первый раз в первый класс, словно учусь ходить заново. В степе работает только стопа. Если в классическом танце задействована вся нога, то здесь только стопы. Степист похож на музыкального ударника. Барабанщик выбивает всевозможные ритмы палочками, а я — ногами. Суть та же самая.

— В какую сторону, по вашему мнению, будет развиваться хореография?

 — Понимаете, в советское время у нас было все ровно и понятно. Все хореографические коллективы Советского Союза обязательно должны были, скажем, иметь в своей программе танец дружбы народов СССР. А сегодня… Возьмите Большой театр. Приезжает какой-нибудь шведский хореограф ставить «Лебединое озеро», и мы видим главных героев в кедах или на роликах. Полная свобода, вот каждый и ищет. А уж в молодежных танцах каждые полгода всплывает что-то новое. И так же быстро уходит.

Не знаю, как в других регионах России, но про Смоленщину скажу компетентно. Я семь лет являюсь председателем жюри областного конкурса хореографии. Каждый год проходят гала-концерты с участием коллективов всей области. Посмотрите, сколько у нас в городе школ, студий танца. Народ танцует. У меня в Академии танцуют женщины, которым за шестьдесят, и тяга к танцу огромная у всех. И это хорошо. Дети несколько раз в неделю должны идти на занятия в коллектив. Проходит отчетный концерт, и что мы видим? Бабушка, дедушка, родители переживают. Все втянуты в это дело. Ребенок не болтается на улице, ему нужно костюм выбрать и пошить, физическую форму поддержать. Занятие танцами воспитывает трудолюбие, потому что надо себя пересилить, превозмочь. Без напряжения и преодоления ничего не освоишь. Необходимо тренировать себя. Посмотрите на город Ярцево. Когда к ним приезжаю, я просто в положительном шоке — у них танцевальных коллективов больше, наверное, чем детей. И коллективы по сто человек, конкуренция огромная. Танцует народ.

— Что скажете про кураж, должен он быть у настоящего танцора?

 — Кураж должен быть, конечно. Кураж, драйв. Но не искусственный, не за счет алкогольных стимуляторов, а свой, внутренний. Я выхожу на танец как спринтер на стометровку. И должен быть предельно сконцентрирован. Степ под допингом бить нельзя — ноги заплетаются.

— Много в городе желающих научиться бить степ?

 — Я вам две истории расскажу на эту тему. Целый год на одном из местных телеканалов я вел передачу о степе, его истории, развитии. И после цикла передач мне начали позванивать любители, как бы научиться. Приходите, добро пожаловать. Пришел один таксист. Занимался месяцев восемь, выучил всего один элемент. Но выучил идеально, потрясающе. Давай, говорю ему, дальше продолжать. Нет, отвечает, не надо. И часа полтора в день становился и отрабатывал этот один прием. Больше в степе ничего не умел, но в этом движении набрал такую скорость, что я — профессионал — за ним угнаться не мог. Таксист. У меня ведь нет времени по два часа в день долбить одно и то же, а он долбил и меня в этом движении переплюнул.

— Сейчас, наверное, король вечеринок.

 — Еще один занятный случай. Мама привела парнишку. Накачаный такой, ему бы штангой заниматься или боксом. Но мама хотела, чтобы он степ бил. Ну, пусть позанимается. Стал его грузить упражнениями. Мучился он, мучился. Можно, Анатолий Александрович, я посижу. Паша, говорю, мне по барабану. Хочешь — сиди, хочешь — лежи. Но можно и сидя степ бить, смотри. Показываю ему: носок-носок, пятка-пятка. Показал, ему понравилось, сидит — стучит. Проходит месяц-полтора, мама приходит. Анатолий Александрович, поговорите вы с Пашей, уж и не знаю, что делать. В школу вызывают: на каждом уроке, сидя, ногами под партой степ бьет.

— Я слышал, вы с Путиным в шахматы играли?

 — Не совсем так. Во времена службы Владимира Владимировича в Германии я работал балетмейстером ансамбля дрезденского гарнизона. И там профессиональные коллеги Путина с немецкой стороны приглашали его и сотрудников на торжественные мероприятия, частью которых стал традиционный турнир шахматный на десяти досках. Шахматистов у Владимира Владимировича не хватало, а я — разрядник по шахматам, вот включали меня в состав команды. Запомнился Путин мне своим длинным до пят кожаным плащом.

© Группа ГС, Ltd. All rights reserved.

При перепечатке материалов обязательна активная ссылка http://smolensk-i.ru/067/11
nbsp;них скапливалась денежная мелочь разных стран. Они эти мелкие монеты набивали на