#18 (64)
22 октября 2012

«Финансирование социальной сферы
в 2013 году будет увеличено»

Александра Омаль

Социальная сфера

В Смоленской области проживают несколько сотен тысяч льготников различных категорий. Внушительный перечень их льгот финансируется из регионального бюджета. Как раз сейчас, когда идет формирование бюджета 2013 года, появились разговоры о том, что, мол, погашение накопленного Смоленской областью госдолга может вынудить власть «подрезать» расходы на социальную сферу. Мы решили разобраться в том, какие основания имеют под собой такие слухи. Сохранится ли региональный материнский капитал? Чего ждать региональным ветеранам труда? Эти и другие вопросы «О чем говорит Смоленск» адресует начальнику департамента Смоленской области по социальному развитию Юлии Новиковой.

— Юлия Эдуардовна, сейчас идет важный этап формирования проекта бюджета на следующий год. Вы входите в бюджетную комиссию, на которой детально рассматривается финансовый документ. Что он готовит социальной сфере, той самой, которой вы руководите? Грозит ли нам сокращение расходов на «социалку»?

— Бюджетная комиссия подробно изучала расходную часть областного бюджета, посвященную социальным обязательствам, и, разумеется, вносила некоторые коррективы. Но никто не говорил при этом о секвестировании расходов в данной сфере. Конечно, была проведена оптимизация, но конечных наших «потребителей», льготных категорий граждан, она не коснулась. Губернатором Алексеем Владимировичем Островским была поставлена четкая задача: в полном объеме сохранить все те обязательства, которые были взяты ранее. Более того, мы их индексируем на так называемый индекс-дефлятор, а это не менее пяти с половиной процентов в год, а в некоторых случаях даже больше: так, например, на реализацию мероприятий таких важных программ, как «Создание беспрепятственного доступа лиц с ограниченными возможностями к объектам социальной инфраструктуры», «Социальная поддержка и реабилитация инвалидов», «Дети Смоленщины», и многих других. Только на организацию отдыха и оздоровления детей в рамках программы «Дети Смоленщины» из областного бюджета в 2012 году было выделено 154 миллиона рублей, а на 2013 год запланировано уже 164 миллиона.

Хочется обратить внимание на то, что руководство региона взяло на себя дополнительные обязательства, которые вступят в силу с 1 января 2013 года. В частности, семьям при рождении третьего и последующих детей будет выплачиваться пособие в размере 6800 рублей. Причем выплата предназначена для семей, суммарный доход которых составляет менее 80 тысяч рублей. А это достаточно большая категория семей. Кроме того, губернатором Смоленской области поставлена задача — в самое ближайшее время разработать законопроект с целью осуществления выплат для организации полноценного питания беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет. Вместе с тем Алексеем Владимировичем департаменту дано поручение рассмотреть вопрос о возможности введения в нашем регионе такой услуги, как «социальное такси», которая будет по мере возможности предоставляться комплексными центрами социального обслуживания.

Возвращаясь к »сокращению расходов на «социалку», хочу отметить, что в областном бюджете заложено полтора миллиарда рублей на предоставление мер социальной поддержки для льготных категорий граждан: ветеранов труда, тружеников тыла, реабилитированных граждан, многодетных, малообеспеченных семей. Поэтому ни о каком сокращении не может быть и речи. В Смоленской области проживают более ста тысяч ветеранов труда, которые получают: ежемесячную денежную компенсацию по услугам ЖКХ (а это около 900 миллионов рублей в год), льготный городской проездной билет на право проезда на внутригородском общественном пассажирском транспорте и проездной билет на право проезда на автомобильном транспорте пригородных маршрутов. Также они имеют право на бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов.

Поэтому мы не сокращаем, а, наоборот, увеличиваем количество мер социальной поддержки для смолян.

— Можно сегодня с уверенностью говорить, что региональный материнский капитал не прекратит свое существование?

— Областной материнский капитал не только не будет отменен, он будет проиндексирован, и размер его увеличится. В настоящее время размер областного материнского капитала составляет 140 тысяч 322 рубля. Хотелось бы отметить, что областной сертификат является весьма действенным способом решения жилищного вопроса для молодых семей с детьми, а также для многодетных семей. На сегодняшний день выдано почти 17 тысяч сертификатов, более двух тысяч семей ими воспользовались и улучшили свои жилищные условия. А семьи, получившие федеральный материнский капитал, который составляет порядка 387 тысяч рублей, и наш областной, уже имеют «стартовый капитал» в размере полумиллиона рублей для улучшения жилищных условий.

Кроме этого, для многодетных семей у нас действует такая мера социальной поддержки, как предоставление земельных участков, в том числе для индивидуального жилищного строительства. В сентябре этого года был принят соответствующий областной закон. Продолжит свое действие подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей», и если в этом году 145 семей получили социальную выплату на приобретение жилья, то в следующем году мы планируем увеличить их количество до 165 семей. Размер этой выплаты составляет от 30 до 35 процентов от стоимости квартиры. Около 100 миллионов рублей запланировано на эти цели в проекте бюджета на 2013 год, в том числе это и средства муниципальных бюджетов.

Еще раз хочу подчеркнуть, что администрация Смоленской области выполнит все социальные обязательства перед жителями нашего региона.

— Не секрет, что прежде чем получить хоть одну из указанных вами льгот, необходимо собрать неимоверное количество справок из разных инстанций. Разве это справедливо?

— Наверное, неспроста вот уже много лет получение любой льготы носит заявительный характер. Ведь речь идет о расходовании бюджетных средств, и немалых. Вот почему меры социальной поддержки предоставляются в соответствии с законом и при наличии оснований, которые необходимо подтверждать. Мне кажется, что сам гражданин должен быть заинтересован в получении определенной льготы, а для этого жителю города или области необходимо лично обратиться в органы социальной защиты и собрать определенный пакет документов. Да, это потребует какого-то времени, но ведь мы это делаем для себя?! Я сама воспитываю трех детей и каждый год подтверждаю свое право на ежемесячную денежную выплату, собираю необходимые документы.

Хочу отметить, что сейчас в регионе работают многофункциональные центры, которые значительно упрощают процедуру сбора документов. Они действуют в пяти муниципальных образованиях Смоленской области. С 1 января 2013 года в полном объеме будет введено электронное межведомственное взаимодействие. То есть мы сможем запросить или получить любые документы из различных структур, что значительно сократит хождение по инстанциям.

— Какие еще направления деятельности осуществляет департамент?

— Наш департамент оказывает 67 видов государственных услуг. Они разноплановые и включают в себя назначение и предоставление различных выплат, реализацию областных целевых программ, проведение социально значимых мероприятий, посвященных Дню матери, Дню семьи, любви и верности, Международному дню защиты детей, Дню пожилых людей… Всех и не перечислишь. Например, в соответствии с областным законом «О почетном знаке Смоленской области „Материнская слава“ имени Анны Тимофеевны Гагариной» уже сто две многодетные матери удостоены почетного знака Смоленской области «Материнская слава» имени Анны Тимофеевны Гагариной. А в рамках празднования Дня семьи, любви и верности в Смоленской области уже двести семей, проживших в браке более двадцати пяти лет, награждены общественной наградой — медалью «За любовь и верность».

В настоящее время одним из приоритетных направлений социальной политики администрации Смоленской области является принятие комплекса мер, направленных на социальную интеграцию людей с ограниченными возможностями, семей с детьми-инвалидами в общество, предоставление им равных возможностей для участия во всех сферах жизнедеятельности общества. Люди с ограниченными возможностями хотят участвовать в политической, социальной и экономической жизни общества, дружить, создавать семью, учиться, работать. Одним словом, иметь возможность строить свою жизнь по своему усмотрению. Однако общественное мнение и государственная политика «опекает» инвалидов и способствует их зависимости и изоляции, вместо того чтобы содействовать развитию самостоятельности и интеграции в общество. Общество относится к людям с ограниченными возможностями либо с жалостью, либо с отстранением и не признает на практике их права на независимую жизнь. Мы должны стремиться сделать все, чтобы инвалид любого возраста ощущал, что у него есть шанс быть полноправным членом социума.

Одним из основных направлений деятельности департамента является социальное обслуживание граждан пожилого возраста, инвалидов, детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и семей, в которых они воспитываются. В ведомственном подчинении нашего департамента находятся 63 учреждения, из них 24 — стационарные учреждения для взрослых, 13 -детские социозащитные учреждения и 25 — комплексные центры социального обслуживания. Более четырех тысяч человек находятся на обслуживании в стационарных учреждениях, и около девяти тысяч смолян наши социальные работники обслуживают на дому. Существует гарантированный перечень услуг, который предоставляется нашим гражданам бесплатно. Все остальные услуги соцработники выполняют в соответствии с договором. Хотелось бы отметить, что стоимость услуг невысокая, около 200–300 рублей в месяц. А помощь, которую оказывают соцработники, порой незаменима.

К сожалению, не секрет, что материально-техническая база наших подведомственных учреждений оставляет желать лучшего, многие учреждения нуждаются в проведении капитального и текущего ремонта. Отрадно, что в 2013 году на эти цели из областного бюджета будет выделено на 8 миллионов рублей больше, чем в текущем.

Считаю, что до сих пор недостаточно внимания уделялось нашим учреждениям. За последние годы остро проявили себя такие проблемы, как дефицит кадров, низкая зарплата, неэффективное расходование внебюджетных средств, плохое состояние (зачастую аварийное) материально-технической базы, а причина всему — посредственный менеджмент, то есть руководство учреждениями. Ведь налицо такой парадокс. И средств бюджетных выделялось немало, но расходовались они как то, по меньшей мере странно, неэффективно и не всегда на приоритетные цели и нужды. На данный момент ситуация находится на особом контроле заместителя губернатора Смоленской области по социальным вопросам Ольги Николаевны Васильевой. Еженедельно на проводимых ею планерках мы отчитываемся о расходовании бюджетных и внебюджетных средств подведомственными учреждениями и самими департаментами. Докладываем о процентах освоения, об этапах выполнения строительных работ, программных мероприятий, о проведении закупок для нужд учреждений. Такой контроль на данном этапе просто необходим. И руководителей учреждений, и нас он заставляет ответственно и дисциплинированно подходить к решению поставленных задач, находить новые оптимальные формы работы.

— Но почему тогда мы не можем говорить о достойной оплате труда сотрудников этих учреждений? Ведь в результате наши соцучреждения сталкиваются с острой нехваткой специалистов. Заработная плата соцработника едва превышает минимальный размер оплаты труда и даже не достигает прожиточного минимума.

— Сейчас перед нами поставлена губернатором задача: обязательно повысить зарплату соцработникам. Причем установка идет и на федеральном, и на региональном уровнях. Еще в мае 2012 года Президент Владимир Владимирович Путин подписал указ, в соответствии с которым заработная плата работников социальной сферы, здравоохранения и образования должна быть значительно увеличена. Денежное вознаграждение работникам здравоохранения и образования должно вырасти на двести процентов к 2018 году, а у социальных работников и младшего медицинского персонала зарплата должна увеличиться на сто процентов. В настоящее время создана рабочая группа по решению вопросов поэтапного повышения заработной платы, рассматриваются различные варианты. Мы понимаем, что это должно сопровождаться и оптимизацией работы учреждений. Уже принято решение, что в следующем году зарплата социальных работников и младшего медицинского персонала увеличится на 20 процентов. Мы, конечно, постараемся изыскать возможность более значительного ее повышения. Надеюсь, добьемся того, чтобы в следующем году зарплата соцработников выросла в полтора раза. Действительно, это является главной причиной того, что в наших учреждениях социального обслуживания сейчас острая нехватка кадров. Поэтому губернатор Смоленской области Алексей Островский и его заместитель Ольга Васильева четко определили этапы этого повышения.

— Среди людей с ограниченными возможностями очень много тех, кто хотел бы приносить пользу обществу, готов трудиться, превозмогая себя. Но часто такой человек сталкивается с нежеланием работодателя принять на работу инвалида. Скажите, может ли власть поспособствовать устройству людей с ограниченными возможностями на предприятия Смоленщины? Ведь это лучшая социализация, не говоря о том, что в офисе, например, очень много обязанностей, которые вполне мог бы выполнять человек на инвалидном кресле.

— Действительно, есть такая проблема. Наши работодатели, конечно, не очень хотят брать на работу людей с ограниченными возможностями, потому что для организации (предприятия) это дополнительная нагрузка. Необходимо создать достойное рабочее место, соблюсти еще ряд требований… У нас есть закон о квотировании рабочих мест для инвалидов, но он не предусматривает ответственности работодателя в том случае, если он отказывает в трудоустройстве. Мы очень плотно работаем с общественными организациями инвалидов и ветеранов и пытаемся совместными усилиями решить эту проблему. Честно признаюсь, дело идет туго. Конечно, работодатель должен быть заинтересован в том, чтобы создавать места трудоустройства для инвалидов. Но для этого в сознании должен произойти перелом. Есть ведь еще одна особенность: из почти миллиона населения у нас уже триста тысяч пенсионеров. И хотя многие из них готовы и могут продолжать свою трудовую деятельность, работодатель торопится с ними распрощаться. Это неправильно. Думаю, в дальнейшем ситуацию надо менять. И это тоже является одной из наших задач — дать почувствовать каждому, что он необходим обществу.

— Какие направления в работе департамента нуждаются сегодня в особенном усилении?

— Могу сказать, что лично мне хотелось бы «усилить» абсолютно каждое из направлений. Каким-то образом оптимизировать расходы так, чтобы при том же количестве финансовых средств (хотя бы при том же финансовом потоке, который был в прошлом году) сделать работу по предоставлению социальных услуг населению более качественной. Конечно, хотелось бы улучшить материально-техническую базу наших учреждений, повысить зарплату работникам социальной сферы, сделать их труд более производительным и как следствие более престижным и высокооплачиваемым. Ведь не секрет, что престиж работы в социальной сфере, престиж профессии социального работника не так высок. Хочется переломить ситуацию. Хочется, чтобы наши учреждения не воспринимались как богоугодные и какие-то убогие интернаты для престарелых. А воспринимались и были по факту прогрессивными реабилитационными медицинскими центрами для граждан пожилого возраста и граждан с ограниченными возможностями. В глобальном смысле хотелось бы, чтобы граждане, пользующиеся услугами наших учреждений, чувствовали себя защищенными и материально, и морально.

Обидно, что ранее этому вопросу не уделялось должного внимания.

— Вы возглавляете департамент несколько месяцев, это небольшой срок. Однако опыт в работе этого направления вами накоплен немалый: в 2005 году вы возглавляли юридический отдел этого же департамента. На вашу долю выпала реализация такого непростого процесса, как монетизация льгот. Сейчас период тоже легким не назовешь, задач поставлено множество, все важные и непростые. И все-таки скажите: когда работать было сложнее — тогда или сейчас?

— Социальная сфера — это не то место работы, в котором может быть легко и просто. Здесь сложно всегда. Сложно, потому что ты сталкиваешься с людьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию. И хочется, конечно, всем помочь, хочется решить их проблемы. Действительно, в 2005 году происходила своего рода законодательная революция: были четко разграничены меры федеральной и региональной социальной поддержки, соответственно и их финансирование. Все это совпало с монетизацией льгот, которую, кстати, наш регион пережил относительно легко — мы провели ее постепенно, а не единовременно, как в некоторых других областях. Конечно, все равно было очень непросто работать. Но на то мы и есть органы исполнительной власти: перед нами ставят задачу — мы ее исполняем. И сейчас, конечно, время непростое: количество граждан, которые имеют право на меры социальной поддержки, выросло, категорий льготников стало гораздо больше, и для них необходимо создать достойные условия жизни.

О себе могу сказать: я вернулась туда, где начинала свою трудовую деятельность, только с большим багажом знаний. Я считаю, что счастливый человек тот, у которого есть семья, единомышленники в том деле, которым он занимается, и, конечно же, кто имеет возможность помогать людям. Сейчас эта возможность у меня есть, и я благодарна судьбе за это.

© Группа ГС, Ltd. All rights reserved.

При перепечатке материалов обязательна активная ссылка http://smolensk-i.ru/064/04