#18 (64)
22 октября 2012

«…чтобы не возникало вопросов, куда уходят деньги»

Евгений Ванифатов

ЖКХ



«Запуск» системы теплоснабжения Смоленска это традиционный осенний экзамен для городской власти. Полагаем, к выходу этого номера журнала в свет вопрос «Когда же мне дадут тепло?» напрочь потеряет свою актуальность. По крайней мере, к такому выводу подводит заместитель главы администрации Смоленска — начальник УЖКХ Дмитрий Ушков, утверждающий, что со стороны городских управляющих компаний и МУП «Смоленсктеплосеть» все необходимые подготовительные работы проделаны. Впрочем, даже с приходом тепла жилищно-коммунальная тематика ничуть не потеряет своей актуальности.

— Дмитрий Серафимович, сколько времени требует «запуск» городской системы теплоснабжения?

— При оптимальном режиме, в отсутствии каких-либо серьезных сбоев — около двенадцати дней.

— При условии, что сами многоквартирные дома и прочие объекты жилого и нежилого фонда подготовлены к приему теплоносителя?

— Естественно, и это сделано. Все внутренние системы отопления домов опрессованы, запорная арматура в порядке, промывка осуществлена — по всем управляющим компаниям и всем учреждениям социальной сферы.

— Однако, как мы видим, в отдельных местах еще ведется ремонт теплотрасс и замена труб.

— Всего у нас девять таких объектов, которые ведутся тремя подрядчиками в рамках подготовки к празднованию 1150-летия Смоленска (это помимо плановых ремонтных работ, проводимых теплоснабжающими организациями). Один подрядчик практически выполнил свой объем работ на пяти объектах. Два других работы вели, скажем так, не очень хорошо. Каждый из них сделал по одному объекту, а по одному (каждый) с объемами справиться не сумел, и мы были вынуждены их приостановить; теплоноситель пойдет по старым трубам.

— Все новые трубы это собственность МУП «Смоленсктеплосеть»?

— По работам, проводимым в рамках подготовки к празднованию 1150-летия города — да (точнее, это муниципальная собственность, находящаяся в хозяйственном ведении предприятия). В этой связи мы можем говорить о некотором обновлении фондов данного предприятия. В текущем году заменено около пяти километров ветхих труб на новые предизолированные с запасом прочности около двадцати лет (исключительно за счет средств городского бюджета), в прошлом — с федеральной поддержкой — гораздо больше, пятнадцать километров. Не так быстро, как хотелось бы, но тем не менее. В результате, по сравнению с прошлым годом, количество порывов при пуске отопления значительно уменьшилось (хотя говорить об этом пока очень рано, отопительный сезон только стартовал, и совсем без проблем обойтись вряд ли удастся).

— Замена труб сопряжена с нарушением благоустройства соответствующей территории (вскрытие асфальтового покрытия и т. п.). Кто-то обязан восстановить статус-кво?

— Конечно. В условиях контракта указано, что это обязанность подрядчика. А поскольку время на замену труб ограничено — с мая по октябрь — стало быть, к ноябрю должны быть завершены не только работы, но и восстановлено благоустройство всех затронутых территорий. Благоустройство производится в конце работ, и, прямо скажу, октябрь—ноябрь не самое лучшее время для работ с асфальтом (надо «ловить» нечастые благоприятные по погоде моменты).

— Этой осенью на смоленском рынке теплоснабжения появился новый контрагент — «Смоленская теплосетевая компания» — «дочка» генерирующей компании «Квадра». Давайте напомним историю его появления.

— Сегодня исполнителем услуг по тепло- и водоснабжению является та или иная управляющая организация (если, конечно, собственниками не выбран непосредственный способ управления). Последняя может собирать деньги самостоятельно, а может нанять для этого контрагента. Что касается управляющей организации «Жилищник», то для нее таким контрагентом по начислению и сбору средств является СМУП «ВЦ ЖКХ». За то время, что «ВЦ ЖКХ» работает контрагентом, долг перед «Квадрой» за отпущенную ею тепловую энергию постоянно рос. Юридически это долг «Жилищника», но сбором платежей и работой по взысканию задолженности с населения занимался «ВЦ ЖКХ».

Энергетики усомнились в том, что работа «ВЦ ЖКХ» ведется в оптимальном режиме и предложили услуги своей компании как расчетного центра. В июне такое решение с участием первых лиц городской и региональной власти было принято, и с недавнего времени платежи населению (по домам, находящимся в управлении ОАО «Жилищник» и еще одной управляющей организации) по теплоснабжению и горячей воде выставляет «Смоленская теплосетевая компания». Чтобы у энергетиков больше не возникало вопросов, куда уходят деньги. Отныне они сами все собирают, отдавая причитающуюся часть МУП «Смоленсктеплосеть». Теперь все должно быть прозрачно.

— Это эксперимент, преследующий свой целью избавление от колоссальной кредиторской задолженности перед «Квадрой», или же данность на обозримое будущее?

— Давайте посмотрим на динамику сбора средств «Смоленской теплосетевой компанией». Если она будет лучше, чем у «ВЦ ЖКХ», схема покажет свою работоспособность. Иначе особой перспективы я не вижу. Понятно, что с ее внедрением долг перед «Квадрой» не может расти в принципе. Далее нужно составить график реструктуризации имеющегося долга и начинать его погашение: либо с помощью заемных средств либо путем уменьшения внутренних издержек «Смоленсктеплосети».

— Тем не менее, пока представители «Квадры» заявляют, что задолженность МУП «Смоленсктеплосеть» превышает девятьсот миллионов рублей, что «как минимум вдвое больше, чем в прошлые годы».

— Это нормально, когда коммерческая организация пытается получить все причитающиеся ей средства. Почему серьезно возрос долг? По моему мнению, это связано с тем, что ранее перед каждым отопительным сезоном «Смоленсктеплосеть» для единовременного снижения задолженности привлекало заемные кредитные средства. Последний кредит прошлого года составил триста миллионов рублей, в этом году также обсуждалась возможность взятия аналогичного кредита, но я, например, считаю, что это не более чем кратковременное решение вопроса, и в дальнейшем только усугубит ситуацию.

— Есть ли у городской администрации видение будущего МУП «Смоленсктеплосеть»? По одной из версий, удел этого предприятия — транспортная компания, по другой ее вообще должны продать «Квадре». При этом нужно учитывать, что «Смоленсктеплосеть» также участвует в выработке теплоэнергии при помощи собственных котельных…

— Собственная генерация «Смоленсктеплосети» на шестидесяти четырех газовых котельных останется в любом случае. Вопрос в другом: останется ли она сугубо теплоснабжающей организацией, получающей свой тариф за транспортировку теплоносителя «Квадры». Пока данный вопрос не решен. Что же касается продажи «Смоленсктеплосети» — это не более чем чьи-то домысли.

— Себестоимость выработки гигакалории на котельной «Смоленсктеплосети» явно выше себестоимости выработки гигакалории «Квадры». При этом конечный тариф для населения одинаков. Что же, «Смоленсктеплосеть» работает себе в убыток?

— Есть прибыльные котельные, есть убыточные. Покупать тепло, конечно, выгоднее у «Квадры» — чем больше выработка, чем ниже себестоимость. С «Квадрой» мы будем сотрудничать и далее, это как-никак поставщик восьмидесяти процентов тепла для нужд Смоленска.

— Жители домов, оборудованных общедомовыми приборами учета тепла, платят за него семь месяцев в году, по факту потребления. Остальные традиционно оплачивают такую услугу равными долями по «одной двенадцатой». Кого сегодня в Смоленске больше: первых или вторых?

— Всего в городе более тысячи шестисот многоквартирных домов с центральным отоплением, из них приборами учета тепла оборудованы немногим более ста. За последнее время в рамках соответствующей программы энергосбережения мы поставили около семидесяти приборов учета холодной, горячей воды и отопления — с целью показать горожанам, что это выгодно. Однако замечу, установка общедомовых приборов учета не является обязанностью городской администрации.

— Немногим более ста из тысячи шестисот… Проблема?

— Конечно, проблема, только вот как ее решить? Стоимость одного прибора узла учета (холодная, горячая вода и отопление) в среднем составляет триста тысяч рублей. Законом указано, что это «головная боль» собственников… Впрочем, жители домов, не оборудованных общедомовым прибором учета тепла, будут платить по «одной двенадцатой» лишь до января 2013 года. Далее, в соответствии с 354 постановлением правительства РФ, они перейдут на расчеты по «одной седьмой»: их новый платеж за месяц вырастет, зато платить они будут не двенадцать месяцев в году, а всего семь. Летом следующего года, подчеркну еще раз, никто из смолян не будет платить за отопление.

— Такая схема, как я понимаю, будет выгодна той же компании «Смоленсктеплосеть», руководство которой каждую зиму жалуется на кассовый разрыв, возникающий по причине оплаты по «одной двенадцатой» и увеличивающий ее долг энергетикам.

— В этом плане да, плюс. Однако в социальном плане я прогнозирую определенную напряженность: все-таки горожанам не так просто будет объяснить, почему выросла оплата за отопление.

— Вообще, есть ли какая-то перспектива оборудования многоквартирных жилых домов Смоленска общедомовыми приборами учета теплоэнергии?

— Законом все правила прописаны, но финансово это, скажем так, очень трудно выполнимо. Схема примерно следующая. Жители на собрании должны принять решение об установке такого прибора учета, после чего его должна поставить компания «Смоленсктеплосеть», начислив стоимость прибора управляющей компании. Последняя, в свою очередь, должна собрать эти деньги с собственников, причем, с рассрочкой до пяти лет. Но! Чтобы схема заработала, МУП «Смоленсктеплосеть» должно взять кредит (по оценке в размере около шестисот миллионов рублей) и ждать его погашения (или непогашения) в течение пяти лет. Считаю, что эта финансовая схема, скажем так, «не очень». Приборы учета безусловно нужны, но… За такие средства можно очень и очень серьезно модернизировать основные фонды предприятия (замена ветхих сетей, обновление котельных и т. д.)

— На прошлой неделе УМВД по Смоленской области заявило, что в отношении семи ООО ЖЭУ возбуждено уголовное дело по статье «мошенничество». Вся эта конфликтная ситуация на рынке управления жилым фондом между ООО ЖЭУ и «Жилищником» (при которой оказалось возможным внезапное «сиротство» многих тысяч горожан, лишившихся обслуживающей организации накануне отопительного сезона) показывает не только крайне нестабильное положение этого рынка, но и отсутствие должного контроля за ситуацией со стороны городской власти.

— Увы, законодательство сегодня не предъявляет жестких требований к управляющим компаниям. Мы бы и рады поставить заслон недобросовестным игрокам на этом рынке, но в законодательных рамках мало что можем сделать. Сегодня минрегион прорабатывает возможность введения лицензирования таких услуг, но пока это еще только проект.

— Какова позиция городской администрации в данном конфликте?

— Работали себе эти ООО, был у них договор на обслуживание с «Жилищником». Спустя время они, видимо, поняли, что выгоднее заниматься обслуживанием полностью самостоятельно, без привлечения сторонних организаций и оплаты их работы. Уведомили, насколько мне известно, «Жилищник» о том, что хотят разорвать с ним отношения. При этом свою обслуживающую компанию так и не создали. «Жилищник» как социально-ориентированная компания продолжал заниматься обслуживанием находящихся в ведении ООО многоквартирных домов, готовил их к отопительному сезону. Далее стало известно, что ООО все же создали собственную обслуживающую организацию. Возник небольшой коллапс, когда об этом узнал «Жилищник» и прекратил обслуживание тех домов.

Что порекомендовать горожанам, чьи интересы пострадали в этой ситуации? Проводить собрания и переходить к тем управляющим компаниям, которые, на их взгляд, способны качественно обслуживать их дом. Могу сказать, что процесс уже пошел: «Жилищник» с участием городской администрации провел такие собрания примерно в трехстах домах. Только не воспринимайте это как рекламу «Жилищника», право выбора управляющей организации остается за жителями, и немногие из них проявляют инициативу в этом вопросе.

Ну и, конечно же, при любых аварийных ситуациях в этих домах, тем более в отопительный сезон, мы возьмем их решение на себя, без вариантов.

— Что за судьба ждет «Жилищник»?

— Технически это нормально оснащенное предприятие, которому городская власть помогает в рамках действующего законодательства, например, специальной техникой. Что касается финансового состояния «Жилищника», то, не скрою, оно не из простых. Если бы не было описанного конфликта с ООО, а еще ранее серьезнейшей проблемы с вывозом отходов, и если бы население исправно платило за коммунальные услуги, «Жилищник» вообще бы не знал никаких проблем. Конечно, много «если», но в этом году проблемы на предприятие «сыпались» как по заказу.

— Таким образом, на ваш взгляд, возможна ситуация, при которой «Жилищник» будет жить и развиваться и далее, решив существующие проблемы финансовой несостоятельности?

— Если бы мы собрали хотя бы половину средств, которые должны «Жилищнику» горожане за оказанные услуги, то у меня нет никаких сомнений, что так оно и было бы. Только вот никакого жесткого воздействия на злостных неплательщиков законом не предусмотрено. Судебным приставам физически очень тяжело справиться со многими тысячами исполнительных листов отключить отопление (и холодную воду) злостным неплательщикам нельзя, да и технически это практически невозможно.

Сегодня «Жилищник» — это своего рода промежуточное звено между горожанами и монополистами: «Горводоканалом», «Смоленсктеплосетью» и «Энергосбытом» при помощи которого можно решать все возникающие вопросы.

— В октябре, получив новые платежные квитанции от «Смоленскэнергосбыта» с «дельтой» за общедомовые нужды (ОДН), немало горожан решили поступить приблизительно так: «буду платить по своему счетчику, а никакие ОДН платить не буду. Если хотят, пусть взыскивают через суд». Что бы вы ответили таким горожанам?

-То, что им законным путем начисляется «дельта» по 354 правительственному постановлению. Это нормальная законная схема. Есть и соответствующая судебная практика, естественно, не в пользу собственников.

— Еще летом федеральное законодательство обязывало всех собственников установить индивидуальные приборы учета холодной воды. В противном случае, как утверждали представители «Горводоканала», монополист возьмется за дело сам и чуть ли не до нового года оприборит весь жилой фонд Смоленска.

— За счет чего? Может речь шла об индивидуальных домах. Такие работы не могут вестись по причинам их финансовой нерешенности. То же самое можно сказать и в отношении экономической мотивации граждан к установке индивидуальных приборов учета — она отсутствует.

В самой первой редакции 307 постановления указывалось, что жителям, не установившим индивидуальные приборы учета до определенного срока, начисление производится по двукратному нормативу; не установившим его до 1 января 2013 года — по четырехкратному. В последней же редакции все эти экономические меры побуждения прибраны. Поэтому, повторюсь, на мой взгляд, никакого стимула достаточного нет.

— Ну да, велись разговоры о том, что нормативы потребления вырастут кратноКакое-то недоделанное федеральное решение получается.

— Если позволите, я воздержусь от комментариев в данном случае. Есть то, что есть. Что будет дальше, посмотрим.

© Группа ГС, Ltd. All rights reserved.

При перепечатке материалов обязательна активная ссылка http://smolensk-i.ru/064/02